Кусты можжевельникаМожжевельник обыкновенный Juniperus communis - вечнозеленый хвойный кустарник. Родовое название juniperus — от кельтского “jeneprus” — колючий, латинское communis — обыкновенный. Представлен вечнозеленым ароматическим иногда стелющимся кустарником или небольшим деревцем с игловидной или чешуйчатой хвоей. В настоящее время можжевельник кустарниковый более распространен, чем древовидный. Можжевеловых лесов на земном шаре осталось очень мало, а кустарниковый можжевельник, как правило, растет под пологом других древесных пород. Летом 1 гектар можжевеловых зарослей выделяет фитонцидов в 6 раз больше, чем хвойные породы, и в 15 раз больше, чем лиственные. Неудивительно, что эту особенность можжевельника люди использовали в лечебных целях с давних времен. Встречается можжевельник в самых разнообразных местах обитания: в сухих сосновых борах, на вершинах песчаных дюн и в ельниках с избыточным увлажнением, на болотах и на лесных опушках, иногда образуя заросли. Оболочка его плодов - сине-черных или красно-бурых шишкоягод - образуется из сросшихся чешуек. Народные названия этого растения тетеревиный куст, тетеревиные ягоды, можевел, можжуха, бруждевельник, еленец, яловець, ядловец; латыш.: kadikis; эст.: kadakas, kadajas; англ.: juniper; нем.: wachholderbaum... монг.: артса (арца): иранск.: бурс(а), борса, бурца; тюрк.: арча, ардыш, артыш, арчын, орча, ордыш, ордыч. Можжевельник обыкновенный растет в лесостепной и лесной зонах европейской части страны, Западной и Восточной Сибири. Родиной можжевельника обыкновенного считается Европа, а наиболее качественным признается можжевельник, растущий в горах. Повсеместно можжевельник считается очистительным средством, изгоняющим нечистую силу.

 



Русское название "можжевельник" этимологически восходит к обозначению этого растения как растущего "между елями". Происхождение русского диалектного названия можжевельника - "еленец" может быть объяснено как от представления о дереве, "растущем между елями", так и от "елен" - олень. "В ряде случаев,- указывает В.Н.Топоров, - названия можжевельника обнаруживают связь с териоморфным кодом (ср. с одной стороны, русское диалектное название можжевельника - "еленец", т.е. олень, а с другой - название одного из видов дроздов - "можжевеловик")". Этот семантический ряд - можжевельник-олень-дрозд раскрывает древнее значение, придаваемое этому растению, не сохранившееся при дальнейшем развитии религиозных идей на Руси: божество или дух можжевельника, способный оборачиваться и животным, и птицей. Возможно, подобные представления бытовали в глубокой древности и на Руси, но сохранились они фрагментарно, лишь в вышивках полотенец и других изделий, сюжеты и орнаменты которых, как известно, имели обереговый, охранительный смысл. Дерево, у подножия которого стоит олень, а в ветвях сидит птица или порхают у кроны птички - вот все, что осталось от представлений о родовом древе с птичками-душами, которое у каждого племени-народа выступало в роли Мирового древа: ствол дерева (можжевельника) соединял средний мир (олень у подножия) с верхним (птица), а корни - с нижним (корни-змеи). Но представление о можжевельнике как о священном растении сохранилось, и ветви можжевельника, называемого также вересом, освящали в церкви и хранили в доме, считая их защитой от злых духов.

О поклонении можжевельнику сообщает С.В. Максимов:"В Череповецком у. (в Горской волости) кустарниковое растение - можжевельник, редко достигающее величины дерева, изумляет своими необычными размерами, которые тем более удивительны, что растет этот можжевельник на рыхлом голом песке. Ясно, что дерево как будто стоит под особым покровительством какого-то таинственного существа, и за то, вероятно, этот можжевельник сплошь увешивается тряпками и даже полотенцами, на которых нашиты красные или черные крестики". Известно, что в старину ходили в баню не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками. Помимо защитной и охранительной функций этот вечнозеленый колючий кустарник имел еще одну: он был связан с миром смерти, выступая вместе с тем символом ее преодоления. Именно этой связью со смертью может объясняться поверье, по которому на юго-западе России запрещалось сажать можжевельник ("можеёлку") рядом с домом - иначе хозяин дома вскоре умрет. А в некоторых областях России можжевеловыми ветками метили "путь при похоронах". Благодаря своим целебным свойствам можжевельник имел еще одну важную функцию - лечебную. При эпидемиях окуривали дома и хлева дымом можжевельника. В качестве лекарственного средства можжевельник первыми стали употреблять древние греки, римляне и египтяне. В России можжевельник всегда был доступным лекарственным растением. Использовали его шишкоягоды, свежие и сушеные, в виде порошков и настоев. И, наконец, съедобными шишкоягодами кормились не только дрозды, но и люди использовали их в своем пищевом рационе. Из плодов получали ароматный сироп, готовили кисели, желе, приправляли ими мясо и рыбу. В дыму можжевельника коптили мясо, сало. В древнем Новгороде приготовляли из плодов можжевельника душистый квас, морс, а по праздникам – хмельной напиток «вересовое сусло». Применяли обеззараживающие свойства можжевельника окуривая дома и хлева при эпидемиях.

Можжевеловое пиво до сих пор варят в Швеции и Финляндии, а в Америке и Англии из ягод можжевельника производят можжевеловую водку - джин. Но основной функцией можжевельника выступал очистительный эффект, производимый дымом от его сожжения. Во французских госпиталях сжигали можжевельник во время эпидемии оспы. Полагали, что дым, поднимающийся от его горящей древесины изгоняет злых духов болезни. В Англии можжевельник использовали в обрядах изгнания болезней скота. В Нортамберленде вплоть до XIX в. существовала практика гасить все огни, горевшие в домашних очагах и где бы то ни было во всей округе. Затем трением двух кусков древесины добывали огонь, поджигали им солому и валежник, а в разгоревшийся костер бросали ветки можжевельника и прогоняли весь скот сквозь дым этого костра. Согласно поверью, аромат от сжигавшихся веток можжевельника изгонял злых болезнетворных духов и тем самым останавливал развитие заразных болезней и исцелял тех животных, которые уже были заражены. Считалось нехорошей приметой увидеть можжевельник во сне. а если человек при этом был болен, выздоровление могло не наступить. С другой стороны, увидеть во сне можжевеловые ягоды было счастливой приметой: это - к успеху в делах, почету и уважению или к рождению сына. Можжевеловую настойку считали способной восстанавливать жизненные силы у пожилых людей. Запах, исходивший даже от растущего можжевельника, был настолько ощутим, что селяне Гебридских островов говорили, что лисы и зайцы укрываются от погони под можжевеловым кустом, потому что его сильный запах перешибает их собственный и сбивает с толку собак. Побеги можжевельника они развешивали в хлеву для защиты скота от сглаза. С этой же целью с помощью можжевелового прута закрепляли веревку, которой связывали коровам ноги при дойке.

Жители Европы верили, что в кустах можжевельника обитают природные духи. У словенцев в день "невинных младенцев" (28.12) дети били хозяев домов можжевеловой (хвойной или ореховой) веткой. Считалось, что это должно принести здоровье и благополучие хозяевам. Следовательно, с этими деревьями связывались представления о жизни, здоровье и благополучии. Не случайно в Уэльсе сохранилось поверье, что срубивший можжевеловый куст, умрет в течение года или потеряет члена своей семьи. Нет никаких видимых причин, по которым срубание именно этого дерева влекло бы за собой такую участь; но в Гламоргане и Кармартеншире вам расскажут множество историй о семейных трагедиях, происшедших после того, как один из членов семьи срубил можжевельник. Дерево - это дом духа этого дерева, и верящие в это люди опасались наказания за свою дерзость. Подобные представления бытовали и в литовской Жемайтии: считалось, что можжевельник, растущий в священном лесу, нельзя рубить из-за того, что в нем живут боги. Однако известны поверья, согласно которым в можжевельнике живут не боги, а злой дух или черт. Кашубское наименование черта kadük и белорусское диалектное наименование дьявола, злого духа – "кадук" перекликаются с "кадаг" - названием можжевельника у вепсов, использующих это растение в погребальной обрядности. В этих поверьях видна связь можжевельника с загробным миром, с его обитателями - чертом, дьяволом, злым духом, избравшим это дерево своим местопребыванием.

Немецкие крестьяне делали подношения можжевельнику, взывая к живущим в нем эльфам и феям. Во многих легендах вход в иной мир помещался рядом с можжевельником. На похоронах было принято сжигать можжевельник, чтобы отогнать злых духов. Люди верили в следующую примету: если намеренно поломать ветки можжевельника, то судьба обязательно преподнесет какой-то неприятный сюрприз или несчастье. Позже к этому растению начали относиться, как к живому существу: прохожие при виде его снимали шляпу. В северной Баварии из веток делали специальную лопатку, которая предназначалась для помешивания масла, так как люди верили, что оно в результате получится волшебным, а путешественники вплетали в волосы маленькую веточку можжевельника, которая должна была охранять их в дороге. В Нидерландах верили, что в канун Рождества, по небу мчится "дикая охота" под предводительством Водана - предводителя духов. Духи эти отличались злым нравом, и чтобы их умилостивить, вокруг дома и стойла хозяева ходили с зажженными факелами и свечами, держа в руках, помимо этого, веточки горящего можжевельника.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т.2;
  2. Энциклопедия суеверий;
  3. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий.