Куст можжевельника с ягодамиСледы почитания можжевельника сохранились и в армянской мифологии в упоминании о триаде священных растений: платана, можжевельника и бригонии (брионии). Характерные признаки каждого из священных деревьев, возможно, соотносили их с тремя мирами мироздания. Платан, со ствола которого отпадает крупными тонкими чешуями кора, ведет себя подобно змее, сбрасывающей шкурку. Змея ассоциируется с душой умершего, а в армянской мифологии воплощением платана считался юный Анушаван Сосанвар (соси - платан), этимология имени которого происходит из иранского Ануширван - "бессмертная душа". Душа юноши воплотилась в платан, став его духом, и к этому духу обращались за предсказаниями. В священной платановой роще гадали по шелесту листьев, подобно тому, как древние греки, истолковывали волю божества по шелесту дубовой листвы. Дерево - платан у армян и дуб у греков - выполняли функцию посредника между божеством и людьми, что позволяет соотнести платан со средним миром. Бригония (бриония) представляет собой травянистое вьющееся растение. С помощью усиков оно способно подниматься до 5 м в высоту, но если стебель не встречает никакой опоры, он стелется по земле. Еще одна характерная особенность - редьковидный корень, который может достигать веса 3кг. За целительные свойства корень называют кавказским женьшенем. Сходство стеблей этой ползучей травы со змеями позволяет соотнести это растение с нижним миром. Таким образом с вечнозеленым можжевельником должен соотноситься верхний мир и его божество.

По сообщению древнеиранской "Авесты", "люди,поклоняющиеся дэвам" (т.е. враги зороастрийцев), приносили растение "хапороси" к священному огню. "Авеста" запрещала последователям Заратуштры сжигать это растение. В названии "хапороси" исследователи видят связь с можжевельником, ср. белуджийск. apūrs, можжевельник, перс. bors - "плоды можжевельника". Между тем в таджикской традиции можжевельник (арча) считался священным растением. Огонь, в который подкладывали пни арчи, рассыпался искрами, и его называли "смеющимся" огнем. Хотя арчу и подкладывали в обычный очажный огонь в доме, или в огни, горевшие в мужских домах, но многие таджики, в частности, жители сел Педжикентского района, были убеждены, что можжевельник - священное дерево. По этому поводу существует предание, объясняющее святость можжевельника. Суть его такова. Однажды Худованд (бог) дал ворону воды из священного колодца Зумзум/Замзан с наказом отнести эту воду человеку. Капля этой воды обеспечила бы ему тысячу лет жизни. Однако ворон при первом же "кар-р" выронил священную воду изо рта. Капли этой воды упали на можжевельник, который с тех пор стал вечнозеленым и живет тысячу лет. Таким образом смерть стала уделом людей, а вечная жизнь досталась можжевельнику.

На Памире верили, что можжевеловыми ветвями питаются пери, тождественные европейским феям. Это указывает на их животную природу, но в то же время пери являются покровителями деревьев. Связь пери с козами очевидна: они распоряжаются стадами горных козлов и коз и только с их согласия охотник добывает эти животных на охоте. А козы поедали листву и плоды можжевельника. Любопытная связь диких и одомашненных животных с разными деревьями зафиксирована в Азии, в представлениях населения Гилгита: «Можжевельник связывался здесь с дикими козами, каменный дуб – с домашними. Жизнь деревьев и животных зависела друг от друга, дерево можно было срубить лишь после того, как зарежут козла и его кровью обрызжут ствол". И в таджикском фольклоре с деревьями и горными козлами связаны пери. Известно, что пери могли оборачиваться и прекрасной девушкой, и птицей, и змеей. Возможно, в глубокой охотничьей древности зооморфным образом пери было обличье козы. Во всяком случае, связь пери-можжевельник-коза выступает одной из ее главных характерных черт. А если добавить к этому способность пери оборачиваться птицей и змеей (лягушкой), мы получим все тот же развернутый териоморфный код, в котором дух, обитающий в можжевельнике, способен оборачиваться животным, птицей и змеей, т. е. свободно проникать в верхний, средний и нижний миры. Божество, дающее человеку пищу, оберегающее его от опасностей, но способное и нанести вред.

Тибетцы использовали можжевельник для жертвенных воскурений. Поскольку в Тибете часто случаются летние грозы, тибетцы, чтобы уберечь урожай, 18 июля проводят ритуал, в котором вдоль реки, текущей с горы, раскладывают "пять куч белых камней и жгут можжевельник в качестве жертвенного воскурения. Процессия обходит дымные костры по часовой стрелке". Б. Кузнецов в своей книге "Бон - древняя тибетская религия" описывает обряд воскурения на вершине горы царю огней - Ахура мазде. В огонь клался сандал, шафран и множество разных благовоний и курений с пожеланием сгореть в огне всем злым духам. Автор уточняет, что ритуал окуривания дымом с целью очищения существовал у всех иранских народов, а на Памире пережитки почитания огня и окуривания дымом (благовониями) практикуются до сих пор. В заключение описания обряда автор приводит следующее толкование очистительных свойств дыма: "...отметим одну особенность ритуала окуривания: очистительной способностью обладает не дым сам по себе, а божество, вызываемое этим дымом. Аналогичные объяснения содержатся и в других тибетских текстах на эту тему». Следовательно, сожжение можжевеловой ветви означало призыв пери, духа этого дерева, вмешательство которого, как надеялись, изгонит зло. Впоследствии, когда роль  пери как  бессмертного (вечнозеленое растение) и всемогущего духа была забыта, очищающее от зла свойство было придано дыму от сжигаемой ветви.

В шумерской мифологии сохранились только следы культа можжевельника. В мифе о Лугальбанде, отставшем от своего войска, описывается способ, благодаря которому ему удалось догнать войско: Лугальбанда украшает гнездо и птенца исполинского орла Анзуда ветками священного можжевельника и кормит птенца лакомствами. В благодарность Анзуд наделяет Лугальбанду даром скорохода, что и позволяет тому догнать свое войско.

В мифологических представлениях народа на-кхи, принадлежащего к тибето-бирманской семье и проживающего на юго-западе Китая, можжевельник вообще признается Мировым древом. Считается, что он  растет в "Центре мира" и поддерживает Вселенную. Поэтому после молитв Небу, читают молитвы Земле и можжевельнику.

Использованные материалы:

  1. Р.Р.Рахимов. Коран и розовое пламя;
  2. Е.В. Антонова. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии;
  3. Мифы народов мира, т.2;
  4. Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза.