Молодой лист папоротника

Папоротник - одно из самых древних растений на земле. В Мезозойскую и Палеозойскую эры это растение представляло собой огромное дерево. Учёные считают, что именно спрессованная древесина древних папоротников и стала основным образующим материалом каменного угля. В современном мире существует огромное количество разнообразных папоротников. Среди них есть лекарственные, съедобные и ядовитые.

Папоротники всех видов связывались в народном сознании с громом и молнией и, следовательно, защищали дом, в котором люди находились во время грозы. В Англии, хотя их иногда и называли «кустами дьявола», но тоже считали, что развешенные по стенам, они защитят дом от молний. В прошлом было очень широко распространено мнение, что если срезать или сорвать папоротник, пойдет дождь, а в некоторых местностях верили, что этим действием можно даже вызвать бурю. В 1636 г., когда король Карл I собирался посетить Стаффордшир, его гофмейстер лорд Пемброк направил верховному судье этого графства просьбу, чтобы во время королевского визита не жгли папоротники, дабы не испортить погоды.

 

Волшебные поверья в английской традиции связаны с папоротником орляком - Pteridium aguillinum. Свое название это растение получило за листья, похожие на крылья орла:  "птеридиум" означает крыло, а "аквилла" - орёл. Еще одним отличием этого папоротника были знаки, которые можно было увидеть на срезе стебля, сделанном у самого его основания. Некоторые видели в них орла, считавшегося грозовой птицей, другие – символ дуба, тоже связанного с грозой. Отсюда орляк иногда называют дубовым папоротником. Были и такие, кто верил, что эти знаки  есть отпечаток стопы дьявола; в противоположность им иные видели в них знаки, напоминающие греческую букву «хи», первую букву имени Христа. Поэтому верили, что ведьмы и злые духи боятся папоротника и избегают тех, кто носит его с собой.

Считалось, что с  помощью семян папоротника орляка можно было, во-первых, стать невидимым, а во-вторых, найти клад. Этими «семенами» были мельчайшие споры папоротника и, они, будучи насыпанными в башмак, делали человека невидимым, а зажатые в кулаке, указывали место клада. Однако сбор этих волшебных семян был опасным предприятием, и мог осуществляться только в ночь накануне Иванова дня, когда, как считалось, цветет и немедленно вслед за тем плодоносит папоротник. В Англии собиратель должен был молча отправиться в лес и между одиннадцатью и полуночью расстелить белый платок и подставить оловянное блюдо под папоротником. Касаться папоротника голыми руками было крайне опасно; его следовало наклонить ореховой рогатиной с тем, чтобы семена падали на платок, блюдо или Библию, предусмотрительно захваченную с собой. Опасность состояла в том, что духи пытались всеми силами помешать сбору.

Папоротник - орляк распространен в лесах средней полосы России и с ним были связаны аналогичные поверья: способность стать невидимым и найти клад. Народными  названиями папоротника были: перунов огнецвет, жар-цвет, разрыв–трава, кочедыжник. Особую силу этот кочедыжник обретал в ночь на Ивана Купалу:  «Кочедыжник, или папоротник, - пишет И.С. Сахаров, - срывается под Иванов день, с особенными обрядами и заговорами. Сила чародейская... заключается в цвете кочедыжника; он цветет только в ночь под Иванов день и охраняется нечистою силою... Ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает около себя и вдали. В этот самый миг является нечистая сила и срывает цвет. Решившийся сорвать цвет кочедыжника должен ранее прийти в лес, отыскать куст, очертить кругом черту и дожидаться рассвета. Он должен быть тверд и непоколебим против нечистой силы... Если он оглянется на зов, то нечистая сила свертывает голову, или задушивает, или одурачивает на всю жизнь. Доселе еще в деревнях нет примера, чтобы кто-нибудь мог сорвать цвет кочедыжника, кроме чародеев. Цвет кочедыжника имеет силу владеть нечистыми духами, повелевать землею и водою, отыскивать клады, делать невидимкою. Вся эта сила будет принадлежать тому, кто сделается обладателем этого цвета». Практически все русские народные сюжеты о людях, отважившихся сорвать цвет папоротника, заканчиваются тем, что нечистая сила в последний момент с помощью хитрости отбирает у них заветный цветок.

Аналогичная вера в чудодейственную силу папоротника отражена и в карпатском веровании, согласно которому папоротник цветет и плодоносит всего один час – с половины двенадцатого до половины первого - в летнюю Иванову ночь.  "В этот короткий срок папоротник зацветает, цветет, завязывает плод, который вырастает и опадает. Семя папоротника обладает необыкновенной крепостью и мощью, какую не имеет ни одно другое семя или плод, ни одно существо на свете. Тот, кто обладает хотя бы зернышком этого чудесного семени, не только знает все, что делается на белом свете, но и больше того, - он понимает и пение птиц, и мычание и рев животных".

В России и Англии  повсеместно распространено поверье, что в зарослях папоротника особенно много змей. Англичане считали, что мелкий папоротник кандык, называемый «гадючьим языком» или «гадючьим копьем»,  излечивал от укусов гадюк, хотя, по валлийскому суеверию, носить его с собой, наоборот, опасно, так как он привлекает змей. Желтовато-зеленый колос кандыка действительно напоминает гадючий язык, поэтому  и обладает  столь мощными целительными свойствами – «подобное излечивается подобным». В Уэльсе бытовало суеверие, что тот, кто несет папоротник, не только собьется с пути, но и все гадюки пойдут за ним.  

Однако достоинства «гадючьего языка»  этим не ограничивались.  Если его собрать при ущербной луне, то его листья годятся на изготовление пластыря для лечения опухолей и вздутий. Выжатый из него сок употребляли для заживления ран и порезов. Во Франции этот папоротник называли «травой ста чудес», и собиратели трав и ухаживавшие за больными целители, не жалея сил, отыскивали его во время соответствующих фаз луны.

Встречается в лесу также так называемый папоротник мужской – щитовник.  Это название имеет древнее ритуальное происхождение (римское) и носит сравнительный характер, поскольку наряду с мужским папоротником в лесах встречался (и встречается по сей день) также и папоротник женский, отличающийся значительно более нежными, гнущимися и более мелко перистыми листьями, чем мужской. В некоторых районах срединной Англии щитовник называют «счастливой рукой». Как и все прочие сорта папоротников, его наделяли способностями охранять, исцелять и порождать любовь. Но традиционным специфическим использованием именно этого сорта было изготовление амулета под названием «счастливая рука» или «Иванова рука».

Считалось, что если вырыть корень щитовника в ночь накануне Иванова дня и затем срезать все еще не развернувшиеся листья кроме пяти, то получится нечто, очень напоминающее человеческую руку с шишковатыми, крючкообразными пальцами. Пока хозяин будет хранить такую высушенную на купальском костре «руку», его семья и скот будут защищены от нечистой силы. 

 

 

Использованные материалы:

  1.  Энциклопедия примет и суеверий. Кристина Хоул;
  2.  Словарь примет и знамений. Филиппа Уэринг;
  3.  Сахаров И.П. Сказания русского народа. Русское народное чернокнижие. Русские народные игры,    загадки, присловья и притчи;
  4. Vita herbae et vita rei в славянской народной традиции. Н.И. Толстой// Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. 1994