В Южной Европе и Юго-Западной Азии кипарис имеет двойственную символику. С одной стороны он считается символом смерти, отчаяния и вечного горя, с другой – возрождения и бессмертия души, символом радости и милости. С древнейших времен кипарис был культово-символическим деревом, и лишь позднее он был поставлен в связь с культами подземного мира. В античной традиции кипарис уже рассматривался как дерево траура, посвященное богу подземного царства и эриниям. На этом основании его стали часто высаживать на могилах.
Слово "кладбище" происходит от греческого, означающего "место отдохновения". Первоначально оно применялось по отношению к римским катакомбам, затем к местам, освященным церковью, позже к любым местам захоронения умерших. Древние греки обсаживали кипарисами храмы и дворцы, а самых знатных хоронили в кипарисовых гробах. В римской Галлии кипарис считался символом бога смерти Дита.
Кипарису приписывалось свойство защиты от вредоносного колдовства, в связи с чем его охотно высаживали и в изгородях. Кипарисовые веточки, брошенные среди посева, должны были защищать от вредителей. Но не только защитными свойствами славился кедр. Важнейшим отличительным признаком этого дерева была его прочная древесина и срок жизни, несоразмерный с продолжительностью человеческой жизни. По этим причинам кедр стал признанным символом не только долгожительства, но и вечности.
Для строительства и украшения Иерусалимского храма, являвшего образ рая, использовались кедр, кипарис и певг (пихта). Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского: "Пришли мне кедровых дерев, и кипарису, и певгового дерева с Ливана" (2 Пар 2.8). Древние евреи в праздник кущей использовали ветви кипариса и мирта для возведения шатров. Сионский кипарис считался атрибутом девы Марии.
Использованные материалы:
- Ганс Бидерманн.Энциклопедия символов;
- Мифы народов мира, т. II;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.