СоснаВ Восточной Азии сосна считалась истинным «древом жизни», которое даже в преклонном возрасте выглядит зеленым и свежим. По это причине сосна всегда высоко ценилась как символ долгой жизни и счастливого супружества. В Китае сосна (сун) символизирует зиму и долгую жизнь, а также надежду и удачу. В китайском искусстве сосна  выступает  символом незыблемости, поскольку она даже в холодную погоду сохраняет свои иглы; кроме того парный способ существования этого дерева символизирует супружескую чету. "Своим спокойствием она удлиняет себе жизнь" (Конфуций). Сосны сажали также на могилах, чтобы они отгоняли злых духов. Особенно почитались старые деревья».

В японской культуре сосна  считается "одним из трех друзей зимы, наряду с бамбуком и цветком сливы, и называется matsu-no-ke. На Новый год японцы раскладывают сосновые ветки вокруг своих дверей для привлечения удачи, поскольку сосна считается временным пристанищем богов, спускающихся на землю. В Японии верили в то, что при нисхождении на землю боги спускаются на верхушки сосен (и других высоких деревьев), растущих в горах, которые связывают  землю с Такама-но хара -  обиталищем богов на небе.

Сосна, кипарис и ива занимали особое место в обрядовой жизни корейцев. Особым почитанием пользовались сосна и кипарис – «с ними были связаны представления о королевских предках».  С древних времен в Корее существовал обычай высаживать на могилах сосны и кипарисы, «чтобы придать духу умершему силу и тем самым спасти тело от разложения».  Гробы изготовляли из сосновых досок с целью сохранения останков умершего, а поминальные дощечки – из кипариса. «Посох из сосны в траурных обрядах символизировал мать-землю» и «с его помощью шаманка (муданъ) прорицала и говорила от имени умершего. Сосна выступала не только как вместилище души, но и (в поэзии) как воплощение самого умершего».

 

 

В бурятской мифологической традиции  известен культ родовых рощ и деревьев. Буряты верили в происхождение человеческого рода от дерева, в то, что существуют мать-дерево и отец-дерево. По поверьям, душа шамана обитала в сосне – шаманском дереве.  «В эту же сосну должны были замуровываться кости шамана после его смерти».

Известно, что в разных культурах становление шамана происходило разными путями, но всегда избрание зависело от выбора  духов-предков.  Когда будущий хакасский шаман убеждался, что «духи предков-шаманов хотят видеть своим преемником именно его», он должен был совершить путешествие в иной мир, в страну предков, где его должны были наделить чудесной силой. «Дорога приводила его к горе, на вершине которой растет сосна. Только тот, кто вырежет на сосне знак, может стать истинным шаманом, поэтому путник заботился о том, чтобы украсить дерево и своей меткой».  Пройдя все испытания опасного пути, кандидат добирался до страны предков, где проходил последнее испытание и становился шаманом. 

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов:
  2. Мифы народов мира, т. II;
  3. Ю.В. Ионова. О культе деревьев в Корее // Мифы, культы, обряды народов  зарубежной Азии:
  4. Л. Жуковская. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
  5. В.Н. Басилов. Избранники духов.