Кипарис был священным деревом Богини любви, и в Ливане богиню называли  кипарисом. «Сын Венеры на коленях матери» изображался в Риме как ребенок, выглядывающий из листвы кипариса. Финикияне иногда заменяли конический камень – бетил, посвященный Астарте, кипарисом.

В западносемитской мифологии известна триада  богов - Баалшамем, Малакбел и Аглибол. Малакбел («посланец Бела») был богом солнца и почитался в Пальмире. В эллинистический период он отождествлялся с Гелиосом. Известны римские изображения сцен рождения Малакбела, держащего на руках козленка, из кипариса; летящего по небу на колеснице, запряженной 4-мя грифонами; несомого в небе орлами в облике Гелиоса; его преображения ночью в Сатурна.

 

 

В Древнем Египте изображения кипариса воспроизводили на саркофагах. В египетском иероглифическом письме день полнолуния изображали в виде лунного диска, покоящегося на стволе кипариса. «По более древним представлениям, на этот столб (или стебель лотоса) помещали не лунный диск, а голову рогатого животного».

В древнем  Иране кипарис почитался священным, т. к. на нем было вырезано слово Ахурамазды. Считалось, что отросток кипариса Заратуштра принес с неба.

В Древнем Китае кипарисы вместе с журавлями и соснами были символом долголетия. Считалось, что в сосне и кипарисе находится неограниченное количество ян. «Гэ Хун, знаменитый алхимик, говорит, что тот, кто натрет соком кипариса ступни, "сможет ходить по воде, как посуху". А кто натрет все тело, станет невидимкой. Толченый плод кипариса, добавленный в светоч, дает пламя необыкновенной силы; если в земле есть золото или нефрит, пламя становится синим и отклоняется книзу. Проглотив тот же порошок, "будешь жить тысячу лет"». На кладбищах высаживались кипарис и сосна. Бытовало верование, что они придают душам умерших силы для их путешествия в иной мир.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I, II;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия