В Японии шелковица была почитаемым деревом. В глухих горных районах Японии  была широко распространена легенда о  девушке, вступившей в связь с конем, вследствие чего оба  превратились в шелковичных червей. Развилка тутового дерева служила  женским сексуальным символом. На Окинаве существовало поверье, что произнесение слов "развилка тутового дерева" или "пребываю под тутовым деревом", обеспечивало безопасность, когда гремел гром.

Для объяснения этого поверья приводилась легенда о том, что в старину бог грома разбушевался и упал на тутовое дерево. «Поскольку тутовое дерево очень твердое, гром застрял в его развилке и скончался. С той поры гром опасается тутовых деревьев. Также и на островах Амами-Осима, когда гремит гром,  произносят слова "под тутами, под ними".

В других местах, чтобы защититься от грома поднимали над головой листья тута, втыкали ветку тута с листьями перед входом в дом. «В сочинении Масуми (Юки-но тантакухэн, 1786) говорится: "Если с ветром придет бог грома, нужно поднять над головой ветку тутового дерева, и тогда небо прояснится"». Одна из историй объясняет, что «в старину на тутовое дерево, к которому был прикреплен серп,  упал гром. Поскольку гром поранился и скончался, с той поры он опасался опускаться на тутовые деревья, и при звуках грома люди начинали  кричать "тутовое поле, тутовое поле"!

 

 

По-японски слово «кувабара» воспринималось как звукоподражательная передача раскатов грома. Согласно легенде это слово является «географическим названием, смысл которого состоит прежде всего в том, чтобы предохранять от бога грома». В местечко под этим названием гром никогда не ударял,  поэтому при первых раскатах грома люди повторяли как магическое заклинание "кувабара, кувабара.

На юге и на севере Японского архипелага с глубокой древности было распространено представление о том, что тутовое  дерево предохраняет не только от грома, но и от разной нечисти.  Считалось, что после падения с тутового дерева, не проживешь и трех лет. А если есть тутовыми палочками или из миски, изготовленной из тутового дерева, то непременно разобьет паралич. Все подобные представления и суеверия ведут свое происхождение из  древних  китайских представлений о шелковице как о священном дереве.

 

 Использованные материалы:

  1. Исида Эйтиро. Мать Момотаро.