МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Египетская мифология: Упуат

Бог Упуат в мифологии Древнего ЕгиптаС Анубисом часто смешивали бога-волка Упуата, Вупуата (греч. Офоис), «Открывателя путей», культ которого существовал в г. Сиуте (греч. Ликополис, «волчий город»), расположенном на западном берегу Нила. В отличие от Анубиса бог-волк изображался в виде стоящего животного, его атрибутами были лук и булава, свидетельствующие о его воинственном характере. Первоначально он почитался в западной Дельте, имея титул «Тот, кто правит Западом», отражавшим его политическую власть в этом регионе. «В Текстах пирамид  фараон уподобляется Упуату, владыке Запада, и приветствуется такими словами: «Ты принимаешь великую Белую Корону из рук великих чужестранцев, что правят ливийцами». Его культ дошел до Верхнего Египта и, судя по всему, он был богом-проводником группы божеств - «Слуг» или «Спутников Хора», сопровождавших во время похода на Нижний Египет соколиноголового бога Нехена, отождествлявшегося с Хором.

Исключительная роль этого бога-волка проявляется в праздновании хеб-седа. На некоторых рельефах храма в Бубастисе сохранились отдельные моменты этого празднества. Прежде всего проводился обряд поклонения богам, для чего выносили культовую статую Амона-Ра, «в сопровождении целой процессии, во главе которой несли большой штандарт Вепуата». Жрецов, несущих этот штандарт, возглавляла «верховная жрица сиутского храма Вепуата, "сиутская мать бога". ...Затем фараон посещал молельню, куда ставили большой штандарт Вепуата, и совершал умащение этого штандарта».  На заключительном этапе «воцарения» «нового» фараона, происходил торжественный выход царя с двойной короной на голове, в сопровождении  царицы и всех приближенных,  и перед этой процессией  несли все тот же штандарт Вепуата. «Текст поясняет, что это – «Взятие пути к пребыванию на троне».

По всей видимости, с хеб-седом - праздником обновления сил и возрождения царя -  были связаны священные озера и пруды при храмах.  Так, в Эдфу был царский пруд, из которого брали воду для дома царя при хеб-седе. В Лиште ритуальный бег царя при хеб-седе совершался против южной стороны пруда. «Тексты пирамид» называют озеро «спасением», «защитой» царя (§ 136). Из Большого папируса Харрис известно, что «озеро Кебху действительно существовало в одном храме Ра-Хоракте, причем оно было связано с культом Нила(37В, 2)». Такое же озеро существовало и при храме Птаха.

Бог Упуат в мифологии Древнего ЕгиптаДельта была разделена на западные и восточные номы и тогда как Упуат был  владыкой Западных номов (Khenti-Iment),  правителем восточных (KhentispautIabti) был бог Анцти (Адженти). Когда умерший царь на небе получал подтверждение своих царских полномочий, тогда он был «подобен Упуату, владыке Запада» и «Анцти, владыке номов Востока». В Текстах пирамид говорится: «Нут сделала Осириса Царем Юга и Севера... подобно Упуату Хенти-Именти... и подобно Анцти Хенти-Иабт».

«Предводитель западных» - Хентиаменти (Хентиментиу) был древнейшим местным божеством в Абидосе. Он, как и Анубис, изображался в виде лежащей собаки. В Абидосе обнаружены остатки храма, где справлялся его культ. Имя Хентиаменти употреблялось в качестве эпитета Анубиса. С конца III тысячелетия до н. э., когда Осирис, в качестве бога мертвых, вытеснил в текстах гробничных заклинаний и древнего бога Анубиса, и абидосского бога мертвых Хентиаменти, имя последнего, стало эпитетом самого Осириса.

 

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
  3. Самозванцев А.М. Мифология Востока.

Реклама

Книги