МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Растения

Растения в мифологии

Плющ.Часть 2

ПлющИз-за традиционных ассоциаций с богом виноделия плющ считали способным не только  вызывать опьянение, но и снимать похмелье. С этой целью римляне использовали сваренные в вине листья плюща. Плутарх сообщает, что менады (вакханки) из свиты Диониса были пьяны и от вина, и от плюща. В Древнем Египте плющ был атрибутом  Осириса, научившего египтян виноделию, и Плутарх пишет, что египтяне даже называли плющ «хепосирис, и это имя, как говорят, означает '"побег Осириса"». (Плутарх. Об Исиде и Осирисе).

Ветвь или венок, свитый из плюща, в древности вывешивался у входа в таверну, постоялый двор или лавку виноторговца в знак того, что здесь продается вино. Считалось даже, что древесина плюща способна отделять вино от воды, после того, как их смешают в сделанной из нее же чаше.

Подробнее...

Плющ. Часть 1

ПлющЭтот вечнозеленый ползучий кустарник древние римляне называли хедера и под этим родовым научным названием – Hedera - плющ вошел в классификационную систему К. Линнея. Цепляясь за стены и стволы деревьев, плющ может подниматься на большую высоту и, покрывая стену сплошным зеленым ковром, свисая  с балконов и оконных проемов, служит красочным украшением здания.

Цветет плющ поздно - в сентябре – октябре, а зимой можно увидеть на побегах сине-черные ядовитые ягоды, созревающие следующей весной. Свое название «плющ» это растение могло получить от «плюю», «плевать» в виду неприятного вкуса растения. Известно, что ягоды на ветвях всегда привлекали внимание человека, а поскольку ягоды плюща очень ядовиты, возможно, знающие  предостерегали неосторожных лакомок криком «плюй!». Были зафиксированы случаи смертельного отравления этими ягодами.

Подробнее...

Праздники цветов. Часть 6

ХризантемыДевятого числа девятого месяца в Японии тоже отмечали праздник хризантемы - Кику-но-сэкку.  По-японски хризантема и солнце называются «кику» и обозначаются одним иероглифом. Хризантема была символом долголетия и благополучия.

Со временем  этот цветок стали изображать как розетку из шестнадцати лепестков с центральной чашечкой -  «кикумон». Кикумон стал символом императорской власти: императоры носили этот символ на своей одежде. Изображениями кикумона украшалась керамическая посуда.

Праздник хризантемы стал отмечаться с незапамятных времен. В древности в этот день японцы украшали хризантемами свои жилища, а среди знати существовал обычай кататься под звуки музыки на утопающих в цветах лодках. Проводились состязания поэтов, посвящавших свои стихи хризантеме. Строчки тщательно выписывались тушью на длинных бумажных полосах, которые приклеивались к деревьям, чтобы прочитать их могли не только люди, но и ветер, шумящий в листве, и птицы, пролетающие мимо.

Подробнее...

Праздники цветов. Часть 5

ХризантемыХризантеме, древнему цветку, зацветающему осенью, в Китае был посвящен особый праздник. Китайцы с любовью и терпением выводили различные сорта этих красочных цветов, и количество их достигает почти трех тысяч.  Такое почитание и любовь цветок заслужил своим необычно поздним цветением: когда другие цветы в саду уже помертвели в предчувствии зимы, хризантемы в гордом одиночестве распускали свои  пышные цветки, демонстрируя несгибаемую жизнестойкость.  Этот факт не мог не вызывать удивления и восхищения, поэтому цветок хризантемы приобрел много символических значений.

Прежде всего стойкость хризантемы сделала этот цветок символом долголетия. В даосизме хризантема стала олицетворять осеннее спокойствие, а всеобщее почтение за ее стойкость холодам сделало хризантему символом воплощения бодрости и душевного покоя в старости. Кроме того, с этим цветком были связаны представления об изобилии, урожае, богатстве, радости и беззаботной жизни и даже учености.

Подробнее...

Праздники цветов. Часть 4

Китайский путешественник VII в. Вэй-Цзи сообщал, что жители Самарканда в весеннем месяце  апреле по современному  летоисчислению «ходили по полям в поисках потерянного тела умершего божественного младенца». Сопоставив этот обычай с церемониями праздника тюльпана, Е.М. Пещерова пришла к заключению, что «первоначальный смысл праздника тюльпана восходит к мистериям, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы».

С.П. Толстов еще ранее обратил внимание на рассказ Вэй-Цзи о божественном младенце, отметив, что в нем заключается существо культа Сиявуша – умирающего и воскресающего бога растительности, среднеазиатского двойника Оcириса, Аттиса, Адониса (см. Умирающее и воскресающее божество).

Праздник красного цветка, вероятнее всего, был посвящен весеннему цветку красного цвета; таковыми могли быть в условиях Средней Азии только тюльпан или мак. У узбеков-сартов еще в начале этого века весной происходили гулянья девушек, называемые лола сайли – 'праздник маков'. Описание праздника "красного цветка" в Шафриканском р-не Бухарской области связывает его с весенним севом. Праздник начинался в  месяце Хамал (март) и продолжался в течение месяца. Во время него проводился большой базар и народные гулянья. Характерной деталью праздника была свобода поведения, которая "не разрешалась в другое время".

Подробнее...

Праздники цветов. Часть 3

По армянскому календарю в середине лета - конце старого года и начале нового – устраивался праздник вардавар (вероятно от «вард», «роза» или «вода»). Астхик («звездочка») - богине плотской любви и воды, приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой. Имя Астхик восходит к символу  богини – планете Венере. Розы и капли воды армянского обряда коррелируют с таджикским представлением о пери: когда она смеется, у нее изо рта падают цветы, когда плачет – падает жемчуг. Вероятно, имена Астхик и Анахита принадлежали одной и той же богине, единый образ которой со временем расщепился на два образа.

Цветок и птица – символы иранской богини Анахиты. В ахеменидскую эпоху греческих богов отождествили с иранскими, и Анахита была отождествлена с Афродитой, а Аполлон – с Митрой, солнечным богом, «заставляющим растения расти». В честь Митры ежегодно в ноябре, в день осеннего равноденствия, устраивался радостный праздник Михраган. Жрецы, увенчанные венками из цветов и трав, читали молитвы.  Празднику были посвящены птица Мург-и-Михраган (куропатка) и символы плодородия – цветы и плоды граната.

Подробнее...

Праздники цветов. Часть 2

В Римском культе умерших всегда присутствовали цветы. Однако с цветами был связан и культ плодородия, просматриваемый в празднике в честь италийской богини цветов и юности Флоры – флоралиях.  Ее культ являлся одним из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно у племен осков и  сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой. Праздник длился 3 дня, с конца апреля  по начало мая, в течение которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали яркие платья.

Флора была богиней-защитницей цветения и цветов и изображалась с рогом изобилия, из которого она рассыпает цветы по всей земле. В этом весеннем торжестве, посвященном богине,  «огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей). Заметное смягчение нравов в период празднества должно было произвести аналогичное воздействие на природу, чтобы призвать ее к плодовитости. В конце III века до н. э. выступления мимов, зачастую весьма непристойные, были отличительной чертой флоралий. Впоследствии эти аграрные ритуалы переродились в чисто народные гулянья.  

Подробнее...

Праздники цветов. Часть 1

В Древней Греции самыми известными праздниками цветов  были Гиакинфии в Спарте и Антестерии в Афинах. Весенний праздник  в Спарте был посвящен  юному спартанскому царевичу Гиакинфу, из капель крови которого выросли душистые гиацинты (см. Гиацинт). Центром культа Гиакинфа были Амиклы, где ежегодно в течение трех дней проходили празднества, посвященные ему и Аполлону.  В это время были запрещены военные действия.

В Афинах в месяце антестерионе (конец февраля – начало марта) проводился праздник в честь Диониса, носивший название Антестерии (греч. Anthesteria) – «праздник цветов». Первоначально этот праздник, проводившийся 4 марта, был посвящен Флоре и Гекате. На Антестериях, празднике  пробуждения весны и памяти умерших, почитался также и Гермес. С введением культа Диониса этот праздник стал праздником торжества бога вина и веселья, сохранив поминальные черты.

Подробнее...

Лотос. Часть 10

Белый лотосВ мистических учениях Востока лотос символизирует "духовное развертывание и достижение", результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды. Стебель лотоса соотносится с осью мира, цветок — с мандалой. Количество лепестков этого цветка обозначает чакры — вихри духовной энергии и ступени на пути к духовному совершенству. В символике индийских йогов чакры позвоночного столба изображаются в виде цветков лотоса.

В качестве художественного образа значение лотоса варьируется в зависимости от количества лепестков: лотос с восемью лепестками служит не только символом йони и атрибутом индийских богинь, но и символом Центра, в котором пребывает Брахма, символом видимого проявления его скрытой активности.В западной традиции в символизме лотоса доминирует идея излучения и реализации, в восточной - спрятанный центр.

Подробнее...

Иерихонская роза

Иерихонская розаУ царицы цветов розы есть  тезка по названию – Иерихонская роза, однако знаменито это растение не прекрасными благоухающими цветами, а своей удивительной жизнестойкостью, благодаря которой оно получило наименование «Цветка воскресения». Под  названием Иерихонская роза известно несколько  видов однолетних пустынных растений, высохшие ветви которых образуют шары,  отламывающиеся от корня и перекатывающиеся  ветром (Перекати-поле).

Научное название это растения Anastatica hierochuntica (по-греч. anastasis значит «воскресение»), и оно часто встречается  в пустынях и полупустынях. В Северной Африке и на побережье Красного моря оно встречается повсеместно. Летом, его ветки сгибаются внутрь вокруг созревших семян и высыхают, формируя шарики. Оторванные и разнесенные ветром, они могут храниться в таком состоянии годами, но когда на них попадают капли дождя, веточки, состоящие из гигроскопической ткани, распрямляются. Само растение при этом не возвращается к жизни, но из его плодов высыпаются семена и падают во влажную почву, давая жизнь новым росткам.  А выпрямившиеся веточки словно оживают – расправляются, зеленеют, однако как только влага высыхает, они вновь съеживаются в сухой шар.

Подробнее...

Реклама

Книги