Улитка благодаря своей спиралеобразной форме раковины тоже стала одним из участников мифологического описания мира. Спираль - это символ центра пространства-времени, из которого начинает разворачиваться Творение. В алтайской мифологии Эрлик, старший брат Ульгеня, начинает творить мир  в облике улитки,  добывающей со дна океана комок глины - будущую землю. О том, насколько древен мотив улитки-мироустроителя, свидетельствует бурятское представление об "эрлике" (букв. "кровожадный"), владыке подземного мира, которым становится Первый умерший. По мере развития мифологического мировоззрения последующие умершие, становящиеся владыками нижнего мира, ассоциируются уже с образами рыб, змей, хищных зверей, быков  и т. д.

В мифологических представлениях жителей тихоокеанского кораллового атолла Науру улитка выступает символом земли:  из раковины улитки  божественный паук-творец  Ареоп-Энап создает землю, из своего пота – первородное море, а из камней – людей.

 

Меланезийцы считали  улиток, наряду с акулами, аллигаторами, рыбами и птицами фрегатами, "перевозчиками духов". 

В Японии в образе улитки почитался Хозяин воды. В деревнях префектуры Иватэ в начале весны в местных храмах проводились моления о том, чтобы выпало достаточно дождей. Считалось, что бог воды или Хозяин воды, обитал в соседнем болоте в виде гигантской улитки. Для того, чтобы пошел дождь, из болота брали обычную улитку и помещали ее в сельский пруд-накопитель. Как только пруд заполнялся, улитку относили обратно в болото, чтобы она не навлекла излишне много дождей и не вызвала бы наводнения. 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I,II;
  2. И.К. Федорова. Символика мотивов и элементов в татуировке полинезийцев//Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. 1990г.;
  3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл.