Морская раковина в мифологииВ китайском буддизме раковина является одной из восьми эмблем удачи и обозначает драгоценность и чистоту, может служить аллегорией королевской власти, принадлежности к царской семье и знаком благоприятного путешествия. поскольку соотносится с водой. В Китае также господствовало верование, что моллюски оплодотворяются грозой (громом), и потом при свете луны в них вырастают жемчужины.

В древности существовало поверье, что ласточки "зимуют на море внутри раковин". В любовной эротике жемчужная раковина отождествлялась с женским лоном. Жемчуг считался элементом, который согласно тексту "Тао Хуцзин", "защищает тело от разложения". В мифической истории Китая правители и герои часто являются, "убранные нефритами и жемчугами". ...Жемчужина, воплощение женского принципа, символизирует жизнь и плодородие, будучи породнена с раковиной (вульва – раковина – жемчужина – второе рождение – бессмертие). Жемчужина и черепаха, по верованиям древних китайцев, растут и идут на убыль вслед за луной".

Раковины каури использовались в древних погребальных обрядах. В рот умершего Сына Неба клали девять раковин, в рот князя – семь, сановника – пять и чиновника – три. Раковинами были украшены навершия похоронных носилок. На продольных опорах погребальных носилок рисовались "драконы таким образом, чтобы <рисунок> образовывал <подобие> раковины".

В японской традиции «жемчужины» принадлежат к трем государственным регалиям. По преданию, они были изготовлены богом Тиманоя вместе с мечом и  зеркалом, и "имеют форму глаз”.

В мифологии известен образ Саруда-Хико («юноша-бог из Саруда»).  Некогда во время рыбной ловли раковина защемила ему руку, он ушел под воду и утонул. Почитался как "бог развилок дорог", и являлся  на восьми небесных перекрестках, чтобы послужить проводником бога Ниниги, готовящегося спуститься с небес. 

Использованные материалы:

  1. Х.Э. Керлот. Словарь символов.;
  2. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  3. М.Элиаде. Азиатская алхимия;
  4. Ю.А. Смирнов. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения;
  5. Мифы народов мира, т. II.