Морская раковина в мифологииРаковина была атрибутом нескольких индийских богов. Древнеиндийское божество космических вод Варуна, охранитель истины и справедливости, тот, кто сотворил мир и удерживает его,  обладал раковиной Девадаттой, а его ваханой  служило морское чудовище Макара. Когда "из сверкающего пламени, испущенного изо рта Брахмы, Вишну и  Шивы", появилась Дурга, грозная ипостась богини-матери, боги вложили в каждую из ее десяти рук "свое оружие, символы их могущества". Варуна дал ей свою раковину, Вишну - диск, Шива - трезубец и т. д. 

Вишну, бог-хранитель мира, в одной из своих  четырех рук держит раковину (шанкху), в другой - диск (сударшану), в двух оставшихся  - булаву (гадху) и лотос (падму). Название разновидности окаменевшего аммонита - шалаграм - происходит от имени Вишну - Шалаграман, под которым он почитается в одной из непальских деревень. Мягкое тело этого древнего моллюска - аммонита - было заключено в спирально свернутую раковину, которая в окаменелом виде представляет собой черный камень овальной формы, внешняя поверхность которого покрыта древовидными узорами.  Шалаграм  считается одним из проявлений Вишну. При раскалывании окаменелости становятся видны внутренние слои. Его находят в священной реке Кали Гандаки (Kali Gandaki) в Непале и чем больше слоев в нем обнаруживается, тем более он почитается.

Происхождение культа Вишну-Шалаграмана излагается в легенде о Гандаки, вынужденной одарять мужчин любовью за деньги, выполняя по закону ту же работу, которую выполняла ее мать. Девушка тяготилась своим ремеслом, и желала выйти замуж, как все добропорядочные женщины. Однажды к ней явился юноша, тело которого было изъедено язвами. Несмотря на внушающий отвращение внешний вид юноши, Гандаки одарила его всеми любовными утехами и была уверена в том, что юноша после проведенной ночи станет ее мужем. Однако на рассвете юноша внезапно умирает, и тогда  Гандаки выражает желание последовать за ним на кремационный костер, как это сделала бы законная супруга. Тогда юноша, тело которого внезапно становится золотым, являет себя как  Вишну Наряна, испытывавший благочестие Гандаки. Удовлетворенный тем, как женщина выдержала испытание, Вишну предлагает исполнить три ее желания. В ответ на слова Гандаки о том, что ее единственное желание - навсегда остаться вместе с ним, Вишну обращает Гандаку в реку, а сам обращается  в камень.

Отныне воды реки навсегда связаны с камнем.  Поэтому одно из названий реки — «Шалаграми», то есть содержащая камни — Шалаграмы  Река размывает куски породы так, что в камне образуется полость, в которой хорошо видны слои камня; чем больше в камне слоёв, тем он ценнее в культовом смысле, так как число слоёв указывает, сколько аватаров Вишну представлено в камне.

Каждый индуист должен хранить по крайней мере один Шалаграм в доме на алтаре. В Атхарваведе  сказано, что без Шалаграма дом брамина нечист. Когда человек находился при смерти и не оставалось надежды на его выздоровление, у индусов предписывалось совершить следующий обряд: положить умирающего  под открытым небом на траву куша, голову окропить водой из Ганги, обмазать ее глиной, взятой из этой же реки, а рядом с умирающим положить камень шалаграм. 

Атрибутами дравидской богини войны, охоты и победы - Коттравей,  считавшейся сестрой Вишну, тоже были раковина и диск. 

Кришна, одна из аватар Вишну, обладал раковиной Панчаджанья ("пятиствольная"), которую отнял у одноименного злого духа. Один из главных героев Махабхараты, пандав Арджуна, имел раковину Девадатта.

Использованные материалы:

  1. Пол Томас. Легенды, мифы и эпос Древней Индии;
  2. Мифы народов мира, т. I, II.