Морская раковина в мифологииМорская раковина играла определенную роль в мифологических воззрениях одной из загадочных цивилизаций Месоамерики - ольмеков. Известно, что у ольмеков существовал своеобразный культ голов, наиболее ярко выраженный в создании их  гигантских каменных муляжей. В захоронениях обнаружены головы, покоящиеся отдельно от костяков.  Раковина входила в число погребального инвентаря, как это видно из раскопанного маунда - земляного кургана-гробницы. Возможно, она была атрибутом власти при жизни правителя, и в погребальном культе выступала тоже как символ власти, но уже божества подземного, в мир которого нисходил дух умершего.

 

Такие предположения возникают при описании одного из раскопанных археологом Мэтью Стирлингом ольмекских маундов  в местности Серо-де-лас-Месас, некогда заселенной ольмеками. В ольмекских городах  маунды  обычно служили местом погребения, так называемыми мавзолеями высших местных сановников. В первом маунде был обнаружен второй, внутренний, в центре которого лежал скелет мужчины с отделенной от костяка головой. Голова была "помещена в причудливую морскую раковину оранжевого цвета". В стоящую рядом раковину, служившую погребальной урной, был насыпан слой яркой киновари. В следующем слое останки покоились не в раковинах, а в 52-х глиняных урнах. В каждой урне "хранился череп молодого мужчины и несколько шейных позвонков". Поскольку "все   погребенные были убиты одновременно", можно заключить, что они были сопровождающими умершего сановника или вождя лицами и, в отличие от его головы, их головы не были удостоены положения в раковины. Мирча Элиаде пишет, что "...в древних захоронениях Юкатана рядом с жемчужинами и раковинами - амулетами дающими "жизнь" и "бессмертие", - были найдены куски железа". Соседство этих маркеров священных сфер космоса - верхней и нижней, или только нижней, если руда была извлечена из земных недр, - должно было гарантировать умершему "счастливую судьбу в посмертной жизни".

В мифологических представлениях майя, раковина была символом божества подземного мира. Именно так воспринимается ее изображение на крышке каменного саркофага, раскопанного в гробнице вождя Пакаля в Паленке. На плоской наружной поверхности плиты "запечатлена какая-то глубоко символичная сцена. В нижней части мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую о смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. Это не что иное, как стилизованное изображение чудовища - божества земли... Его голову увеличивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти - раковина и знак, напоминающий наш знак % (процента), а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью - зерно и цветок маиса, или маисовый початок".

В пантеоне  майя, астеков и других индейских цивилизаций видное место занимает Кецалькоатль - одно из главных божеств древней Америки.  Его имя означает "змея, покрытая зелеными перьями", и  изображался он  с нагрудной пластиной в виде большой раковины и в плюмаже из перьев кецаля.

В ацтекском мифе о сотворении солнца и луны 5-ой эры,  имя Теккистекатля, ставшего луной,  - "находящийся в морской раковине". В первое время после воцарения на небе луна светила также ярко как и солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом. С тех пор луна  изображается как черный диск или сосуд с водой, на котором находится кролик.

Использованные материалы:

  1. М. Стингл.  Тайны индейских пирамид;
  2. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия;
  3. В.И. Гуляев. Забытые города майя;
  4. Мифы народов мира, т. I.