Рептилии
Пресмыкающиеся (рептилии) в мифологии
Пресмыкающиеся (рептилии) в мифологии
В почтительном отношении народов Юго-Восточной Азии к крокодилам видны следы культа предка-тотема. Крокодил представлялся существом, причастным Нижнему миру и, как таковый, соотносился с духами умерших, пребывавших в подводном загробном мире.
В качестве тотема рассматривала крокодила народность лаквье, обитавшая в болотистой местности в долине Красной реки во Вьетнаме. Первопредком самих вьетов, считался Лак Лонг куан — Государь Дракон Лак, прообразом которого выступал крокодил.
Крокодил был священным животным бога воды и разлива Нила Себека (греч. Сухос). Изображалось это божество в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. Считалось, что Себек дает плодородие и изобилие. Два главных центра культа Себека находились в Фаюме и Сумену, южнее Фив. В Шедите, главном городе оазиса Фаюм, он считался главным богом, по причине чего греки дали этому городу название Крокодилопль. В разных местах оазиса поклонялись разным ипостасям Себека. В Фаюме он считался демиургом и был объектом почитания: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...". В нем видели благодетельную силу и обращались к нему с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире.
Крокодилы (Crocodylia) населяют материковые и прибрежные водоемы тропиков. Они представляют собой прямых потомков древних высокоорганизованных пресмыкающихся мезозоя. Настоящих крокодилов — 13 видов. Наиболее известный из настоящих крокодилов — нильский крокодил. Первые упоминания о нём относятся к глубокой древности. В Библии рассказывается о чудовищном крокодиле — Левиафане. В Древнем Египте крокодилов почитали как священных существ. Особые жрецы кормили их мясом жертвенных животных. После смерти тела священных крокодилов иногда бальзамировали и клали в богатые гробницы.
Представители семейства аллигаторов встречаются во внутриконтенинтальных пресных водоемах. Название «аллигатор» происходит от испанского «аль лагарто» (ящер). 6 из 7 видов этого семейства — миссисипские аллигаторы; единственное исключение — китайский аллигатор. Аллигаторы выкапывают норы, представляющие собой тянущиеся от прудов под корни деревьев тоннели длиной до 6 м, с камерой на конце. Для кладки яиц самки строят гнезда из травы на суше. Перед дождём аллигаторы издают особые звуки — так называемое «крокодилово пение», а в брачный период окрестности оглашаются громким рёвом самцов. К числу аллигаторов принадлежат и разнообразные кайманы, обитающие в Южной Америке.
Макуильшочитль ("пять – цветок"), Шочипилли ("владыка цветов") бог весенней растительности, любви, цветов, веселья, игры в мяч, сын Тласольтеотль. Изображался в виде юноши, сидящим среди цветов и бабочек, со скипетром, увенчанным сердцем. На с. 53 и 72 "Кодекса Борджиа" он изображен с заостренным пенисом в форме ящерицы.
Большую роль в мифологии и верованиях, в традиционном искусстве и в повседневной жизни батаков Суматры играет домашняя ящерица гекко. По ночам в жилищах слышится монотонное бормотание этой ящерки, повторяющей "гек-ко", "гек-ко". На Северной Суматре этих ящериц множество, их не истребляют, поклоняются им как священным существам. В виде ящерицы обыкновенно представлялась батакам Богиня земли - Бораспати Ни Тано. Она почиталась покровительницей дома и полевых работ. То, что ее имя произносят в молитвах раньше имени верховного бога Мула Джади и остальных богов, говорит о глубокой архаичности ее образа. Имя "Бораспати" пришло из санскрита, но сам образ божества земли исконно батакский. В нем слились два слова: санскритское bŗhaspati, имеющее в числе многих значений и имя бога мудрости, и батакское tano — «земля». Очевидно, под влиянием индуизма ящерица стала обозначать не просто земледельческое божество, но и явилась символом мудрости. У батаков это ее качество носило неявный характер, но балийцы богиню мудрости Сарасвати изображали в виде ящерицы.
"У маори Новой Зеландии изображения ящериц… не обнаружены ни в татуировке, ни на мумифицированных головах, поступивших в музеи от мореплавателей, ни на деревянных резных масках. Однако в более ранние времена подобный рисунок должен был, думается, присутствовать в маорийской татуировке, превратившись впоследствии в сильно стилизованный элемент, похожий на латинскую букву S: знак этот, согласно ранним свидетельствам, вырезался на лбу и на подколенных впадинах островитян. … S-образная фигура древней маорийской татуировки явно воспроизводит очертания бегущей по горячему песку ящерицы… Древний стиль татуировки – полосы, расположенные в шахматном порядке, и знак на лбу – известен под названием моко кури, т. е. "вытатуированная ящерица"… само искусство татуировки у маори носит название та моко ("татуировать ящерицу" или просто моко, т.е "ящерица"… Со словом "моко" или "мокомоко" у маори связаны представления как о животных, перед которыми островитяне испытывали благоговейный страх, ибо считались они физической манифестацией бога зла Виро и вестниками болезней и несчастий…
"Обычай татуировки на Гавайях связан был прежде всего с поминанием покойников. … В татуировке полинезийцев и на черепах предков островитян зафиксированы и изображения ящерицы или человека-ящерицы. Изображения животных в татуировке полинезийцев… связаны были , скорее всего, с представлениями о том, что инкарнирующаяся душа предка возвращается на землю, в мир живых, приняв зооморфный вид (бабочки, мухи, юркой ящерицы, красивой рыбки или птицы и т. п.) и возрождается в своем потомстве. Рисунки этих животных (а по тем или иным признакам островитяне "догадывались", облик какого животного примет душа) накалывались на теле человека с целью быстрого внедрения и укрепления души предка в теле его потомка.
Ящерица считалась атрибутом колдуна и была связана с прорицаниями. "Уже в названии пеж гаг (поганый червяк) заключена негативная оценка ее как существа нечистого, а в фольклоре она противопоставляется солнцу, является сторожихой кладов, способна понимать язык птиц и зверей. …Исключительное место в традиционном мировоззрении занимают представления о шеве - духе в виде ящерицы, мышонка, бабочки, червячка, личинки, волоса, комочка шерсти, проникающем в человека и вызывающем различные патологические состояния.
По монгольским мифологическим представлениям земля имеет форму диска или квадрата, углы которого соответствуют 4 сторонам света, и покоится на брюхе гигантского водяного животного – черепахи или лягушки (Алтан Мелхий, «золотая лягушка»), четыре лапы которого соответствуют сторонам света. Иногда водяное животное держит на себе мировую гору. Согласно поздним космогоническим сюжетам, восходящим к мифу о Вишну, демиург переворачивает на спину плавающую в мировом океане гигантскую черепаху или лягушку и водружает на нее только что созданную землю (или сам превращается в черепаху).
На о. Самоа черепаха "считалась божеством-покровителем отдельных родов, и человек, чей бог принимал облик этого животного, не мог есть черепашье мясо. А помогая соседу разделывать черепаху (на это табу не распространялось), он должен был завязывать рот повязкой из тапы, чтобы дух черепахи в виде эмбриона не попал ему в желудок и не разорвал его, превратившись в большую черепаху".
На о. Таити считалось, что "черепаха была тенью, или ата, богов, хозяев океана… таитянские святилища, посвященные богу-воителю Оро, отличались от остальных марае тем, что со всех сторон в них закладывали камни, имевшие очертания черепашьих голов. Черепашье мясо у таитян считалось священной пищей богов – есть его могли лишь вожди и жрецы, отправлявшие жертвоприношения богам; на Мангареве черепашье мясо разрешалось есть только жрецам". Связана черепаха была с богом Ронго (Оро) и на о. Раиатеа.
Мифология (c) 2011 -