Ящерица считалась атрибутом колдуна и была связана с прорицаниями. "Уже в названии пеж гаг (поганый червяк) заключена негативная оценка ее как существа нечистого, а в фольклоре она противопоставляется солнцу, является сторожихой кладов, способна понимать язык птиц и зверей. …Исключительное место в традиционном мировоззрении занимают представления о шеве - духе в виде ящерицы, мышонка, бабочки, червячка, личинки, волоса, комочка шерсти, проникающем в человека и вызывающем различные патологические состояния.

Коми-зыряне и коми-пермяки считали, что хозяевами шев являлись колдуны, которые приобретали их одновременно с получением колдовской силы или изготовляли из осыпавшихся иголок от печной метлы, из черемуховых сердцевин, из пепла, из сора, из засушенных, размельчённых в порошок частей ящерицы и содержали их в берестяном кузовке (шева чуман) в подполье дома или хлеву. От сохранности шева чумана зависела вся последующая жизнь колдуна: бросив кузовок в огонь, можно было уничтожить и колдуна, который в этом случае скоропостижно умирал. Хозяева шев, вынужденные по ночам кормить их собственным телом или молоком и постоянно занимать какой-нибудь работой, стремились тайно раздать их людям. …По мнению удорских коми шева в виде ящерицы могла заползти в человека, неосторожно заснувшего на земле. …Вселением шевы объяснялись многие хронические, сопровождающиеся удушьем, болями в области сердца, желудка, головы, заболевания. Однако главным проявлением ее присутствия считались периодически повторяющиеся истерические припадки, а также несвойственные ранее человеку поступки и разговоры, нередко - раздвоение сознания. …Наблюдавшие эти припадки описывали, как женщина… приходит в экстаз и отрывистым визгливым голосом пророчествует от имени сидящей в ней шевы. Присутствующие в это время могли узнать имя хозяина шевы, получить ответы на вопросы о своем будущем, о судьбе близких людей, о пропавших вещах и животных. Говорящей, по мнению коми, являлась шева, полученная из головы ящерицы, если только в целях своей безопасности колдун не перевязывал ей язык конским волосом. … Во время припадка больную накрывали шелковым платком или сажали на нее младенца, наделявшегося способностями укрощать нечистую силу".

Использованные материалы:

  1. И.В. Ильина. Этиология заболеваний у народности коми