Скульптура черепахи. КитайОдним из персонажей древнекитайской мифологии выступает гигантская черепаха Ао, плавающая в море. На ее  спине лежат три священные горы – Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан. "Древние комментаторы сообщают, что иероглиф "ао", ныне вышедший из употребления, означал огромную морскую черепаху". В средневековой китайской литературе Ао стала символом достижения высшей учености и высших ученых степеней. Дух Полярной звезды и покровитель экзаменов изображался стоящим на спине Ао. В отдельных случаях его изображали как рыбу, иногда и с человечьей головой. Существовало представление о горе Ао - Аошань, располагавшейся на островах блаженных.

В мифе о сотворении вселенной черепаха помогает  Пань-Гу: верх ее панциря становится небом с созвездиями, низ - землей, ниже которой – вода. По одной из легенд, на черепахе стоит поддерживающий землю слон. Один из мифов рассказывает, как лапы этой гигантской черепахи помогли однажды восстановить устойчивость вселенной, когда в результате борьбы между духом воды и духом огня, обвалилась гора, служившая одной из опор неба. Часть небосвода обрушилась, начался мировой пожар и потоп. Спасло положение вмешательство богини Нюй-ва, которая, отрубив ноги у черепахи, использовала их в качестве подпорок под небосвод, расплавила разноцветные камни и зачинила дыру в небе. 

В мифе о пяти священных горах, плававших в бездне Гуйсюй, черепахи тоже становятся их опорой. Некогда постоянная качка причиняла беспокойство обитавшим на них бессмертным, и они обратились с жалобой к верховному государю Шан-ди. Тот послал 15 гигантских черепах, чтобы они стали опорами для островов и держали их на своих головах, "сменяя друг друга через шестьдесят лет". Но однажды великан Лун-бо поймал на крючок 6 черепах, вследствие чего две горы унесло в северный океан (погрузились в пучину). Пять мифических гор соответствуют пяти мировым горам, маркирующим четыре стороны света и  центр.

В древнекитайской мифологии Черепаха была связана и с огнем, считаясь его "пожирателем".  По этой причине на коньковых брусах жилищ устанавливали фигуры черепах -  магическую защиту от пожаров. Черепаший панцирь использовался для предсказаний: 24 пластины по краю панциря соответствовали числу разделов сельскохозяйственного календаря. По причине своей живучести черепахи считались  символом "долгой жизни", а благодаря неуязвимости – олицетворением непоколебимого порядка. "Негативное значение это животное получило из-за народного поверья, согласно которому существуют черепахи только женского рода, вынужденные спариваться со змеями и лишенные какого бы то ни было чувства стыда". Поверья, в которых черепахи наделяются плодовитостью и похотливостью сохранились среди китайцев до наших дней.    

Один из древнекитайских мифов  повествует о борьбе Гуня с потопом. Гунь потерпел поражение и был казнен по приказу государя на горе Юйшань на крайнем севере. По одному из вариантов мифа  Гунь (букв. "большая рыба") после казни превратился в 3-хлапую черепаху и погрузился в пучину. Его сыном был Юй, который стал с помощью дракона и черепахи проводить каналы и исправлять русла рек: желтый дракон полз впереди Юя и хвостом чертил направление для будущих потоков воды, а за ним ползла черепаха, таща на спине зеленую глину.

В китайской астрологии существовало представление о Сюань-У («темная воинственность») - созвездии из 7 звезд в северной части неба. выполнявшем функции  повелителя севера. Первоначально, его, видимо, представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света – Черепахи, обвитой змеей (совокупляющейся с ней).  В старинных комментариях поясняется, что понятие «Сюань-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба – черный с красным оттенком) и о черепахе, как существе с панцирем-броней (отсюда «у», «воинственность»). В эпоху Хань широкой популярностью пользовался  мифический персонаж, именовавшийся "сюань-у" (букв. "темный воин") и имевший облик черепахи, перевитой змеей. Его изображение помещалось  на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н.э. – нач. 3 в. н.э), а в более ранние времена – на черном флаге, который  во время походов несли позади войска.  "Сюань-у считался... владыкой вод, ибо вода относится к началу инь.  В эпоху же Хань сюань-у  входил в число четырех хранителей стран света: по традиционным китайским воззрениям, юг охраняется Пурпурной птицей чжу-няо, восток - Лазоревым драконом цан-лун, запад - Белым тигром бай-ху, север - сюань-у. Данная схема символизирует четырехчастное строение пространства по горизонтали". С XII в. сюань-у вошел в даосский пантеон и стал именоваться Чжэнь-у-ди, к черепахе со змеей была добавлена фигура стоящего на черепахе воина с мечом. В средние века владыкой  севера и правителем воды считался  Чжуан-сюй. Он изображался в черном халате, босым, стоящим на черепахе, обвитой змеей, которая плывет по воде, позади него оруженосец держит черный стяг. В некоторых местах его почтительно называли «дедушка Севера», «господин Севера», а змею и черепаху – гэ – "братишки". Под его покровительством  находились храмы Луны и повелителя дождя Юй-ши, созвездия северной части неба и планета Меркурий. Этой стороне света и ее владыке соответствовали вода, черный цвет, зима, черепаха, кишки, щит.  

Поскольку черепаха  соотносилась с водой и Луной, древнекитайские представления связывали рост жемчужин и черепах с лунным циклом: они "растут и идут на убыль вслед за луной".

В черепаху идеально вписывается двенадцатисекторный круг и, таким образом, она являет собой схему членения мира. Узоры на ее панцире - ровно 12 рисунков разных животных, между которыми  распределены пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная: земля, железо, дерево, вода и огонь (горячий воздух).  Так получился 60- летний календарный цикл: "Для жителей Китая и Монголии черепаховый панцирь служил как бы естественной гадальной доской: даже книга И Цзин, как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи. В одной старинной сутре написано: "Небо и земля плоские, вся вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост - на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент "огонь" и соответствует годам Лошади и Змеи; запад - это "железо" или Петух и Обезьяна; север - "вода" или Свинья и Мышь; восток - "дерево" или Тигр и Заяц.  ...Двенадцать животных, как бы помноженные на пять элементов, образуют шестидесятилетний временной цикл". Черепахам и жабам приписывалось долголетие: считалось, что "черепаха живет тысячу лет, затем умирает и оставляет панцирь, дающий предсказания". Археологами обнаружены гадательные черепаховые щиты, относящиеся ко II тысячелетию до н. э. Благодаря прочности и незыблемости панциря и вере в долголетие  изображение черепахи вместе с журавлем стало излюбленной эмблемой бессмертия. Поэтому из черепашьего панциря  и журавлиных яиц изготовляли настои, которые, как считалось, благоприятствовали "наращиванию жизненной силы". 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I; II;
  2. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  3. В.В. Евсюков. Мифы о вселенной;
  4. В.В. Евсюков. Восточно-азиатский палеолитический миф о сотворении земли//История и культура народов Азии;
  5. Мирча Элиаде. Азиатская алхимия;
  6. Л.Скородумова. Буддийская астрология:
  7. Шицзин,  «Песни царства Юн».