В Юго-западном Иране, в Сузах, знаменитой резиденции Дария I, в погребении IV тысячелетия, среди расписных кубков и чаш найдена чаша, на дне которой "нарисована черепаха с направленными на нее сзади и спереди "зубцами гребешка". Черепаха по сей день считается в Восточной Азии символом плодородия и воды и в то же время – подземного мира и смерти. "Гребень" в древнем китайском письме обозначал дождь". Таким образом, "положенный в такую чашу череп покоился на животном, олицетворявшем подземный мир и возрождение, которому  способствовал  падавший с двух сторон дождь. Изображенные на кубках змеи и водяные птицы также связаны с водой, смертью и возрождением".

Однако "Авеста" крайне отрицательно относится к образу черепахи. Так, в 13 фравгарде Видевдата черепаха названа злым существом, созданием Злого Духа, которое с полуночи до восхода солнца  «выходит убивать тысячами создания Святого Духа». Имя этого дэва «Заиримьянура-черепаха… которого злословящие [т. е. говорящие на другом языке] люди называют именем Заиримьяка». Убившему этого дэва будет прощен грех злой мысли, злого слова, злого дела". 

 

Использованные материалы:

  1. Бурхард Брентьес. От Шанидара до Аккада;
  2. Авеста