Ящерица в мифологии кетов и секульповИзображения ящериц и змей широко распространены в Зауралье и Западной Сибири. Ящерицы и змеи соотносились с образом души, а кеты помимо этого связывали с ними представления о присущей им мудрости. Это неудивительно, так как являясь духом-помощником шамана, ящерица, как и змея, способна была проникать в самые скрытые закоулки загробного мира. Именно им в первую очередь были известны дороги в подземный мир, поэтому они были незаменимыми помощниками шамана, сопровождавшими его, подсказывавшими путь, который лучше всего мог привести к цели, предупреждавшими об опасностях, подстерегавших шамана в его путешествиях в загробном мире. С этим знанием подземного мира и были связаны представления о мудрости, присущей змеям и ящерицам. Кроме того, способность ящерицы влезать высоко на деревья, позволявшая, по мнению кетов, тоже видеть многое из того, что скрыто, делала ящерицу причастной не только подземному миру, в который она попадала через трещины в земле и щели между камнями, но и воздушной стихии. Такое всезнание было важным для шаманского духа-помощника. Изображения ящериц и змей на шаманских атрибутах кетов и селькупов не только помогали шаманам в путешествиях по преисподней, но и защищали их от злых духов.

Кеты прикрепляли изображение ящерицы на каждую шаманскую колотушку. Саму колотушку называли хат-бул (бубна нога). Она изготовлялась из кедра, обтягивалась с ударной стороны куском оленьей шкуры, а с тыльной - делилась раскраской на две части: черная часть олицетворяла собой землю, красная или синяя - небо. Между ними прикреплялось железное или оловянное изображение тули (ящерица). На конце колотушки вырезалось изображение лица. В случае смерти шамана изображение ящерицы снималось с колотушки и хранилось у наследников, а сама колотушка вместе с бубном вешалась на дерево у могилы. Случалось, что старики и старухи сохраняли колотушку вместе с ее изображением, но это было возможно только в том случае, если у шамана не было наследников. В.И. Анучин приводит рассказ о старухе, продолжавшей хранить колотушку умершего шамана, хотя у того был наследник. Последний никак не мог обзавестись колотушкой - духи не давали на это разрешения, потому что дух колотушки находился у старухи. Только когда старуха умерла в муках, по-видимому в наказание за совершенный поступок, "изо рта у нее выбежала ящерица и скрылась", надо полагать в ожидании изготовления новой колотушки, на которой она смогла бы занять свое место.

В рисунках кетов часто встречается стилизованное дерево, похожее на шаманский жезл. Его изображением украшали наддверную дощечку каюты лодки, иногда рисовали краской на берестяной двери чума, или задней дощечке грузовой нарты. В.И. Анучин описывает очень интересную композицию на одной из наддверных дощечек каюты: дерево как бы прорастает из солнца, имеющего вид колеса. На его стволе двумя линиями передан знак, идентичный перекладине шаманского жезла. "Фигура эта тоже называется тули=ящерица", и она часто используется в орнаменте. К примеру, эта же фигура была нашита ленточками на оленной подпруге, что, возможно, имело двойной смысл: магическое придание оленю прыткости и стремительности бега ящерицы и сопровождение оленя изображением существа, выполнявшего в данном случае функцию оберега. Считалось, что ящерица доброжелательно относится к человеку, предупреждает его об опасности. Сказочные герои, спасаясь от опасности, принимали вид ящерицы.

В мифологических представлениях селькупов змея-ящерица является одной из ипостасей священной матери-прародительницы, которая связана с землей, огнем, "огненной" змеей или "огненной" стрелой. Поэтому знак туши, изображающий змею-ящерицу одновременно являлся изображением матери огня. В вертикальной модели мира селькупов страна предков была связана с морем красного цвета, с местом, где очень жарко, "где светят семь солнц", и находилась либо на самом последнем ярусе неба, либо на самом последнем. В горизонтальной модели - в верховьях или низовьях реки. «Красное огненное море плещется между железными и каменными берегами. Железо этого берега раскалено докрасна, а камни пылают белым светом. Этот раскаленный пылающий бело-красными огнями берег кровавого моря селькупы называют вэзон-корит. Среди его раскаленных камней могут жить только огненные ящерицы и красные змеи, которые дышат вместо воздуха огнем, пьют кровавую воду и устраивают себе гнезда среди раскаленных камней». Вместе с ними там же живут птицы, медведь, крот и лягушка. Хозяйкой огненно-кровавого мира является священная старуха-прародительница селькупов. Огненный мир рожден ею, является ее жилищем и утробой, воспроизводящей все живое на земле. Все обитатели огненно-кровавого моря вместе с образами ящерицы, орла, лосихи, дракона и паука - это ипостаси священной матери. Вместе с красными змеями выступают и темные («те, которые темнеют») небесные змеи, они крылатые кат шу, их называют еще лэбыра - охранители неба и солнца. С наступлением тьмы, с уходом солнца лэбыра выходят на небо и стерегут землю и солнце». Темная змея-ящерица (знак туши) рисовалась на шаманских бубнах как мировая ось и «очень древний» дух-предок. Такими же далекими предками считали ящериц, жаб и змей нанайцы и удэгейцы, которые оттискивали на лепешках из черемуховой муки узоры, передававшие их изображения.

Негативный аспект ящерицы в представлениях кетов состоял в том, что ее образ мог принимать злой дух болезни, проникавший в тело человека. И селькупы, также как кеты, представляли духа болезни в виде ящерицы. С целью излечения больного, шаман вселял этого злого духа в себя, потом выплевывал. Считалось, что таким образом удалялась болезнь из человека. Если ящерица, змея или лягушка пересекали селькупу путь, их следовало убить, потому что в противном случае человек должен был умереть. Подобное представление о ящерице имели и ительмены, которые верили в то, что ящерица - это шпион владыки преисподней Хаэча и сообщает ему обо всех людях, которым предстояло умереть. "Поэтому, лишь только завидишь ящерицу, ее следует убить ножом, дабы она не смогла убежать и сообщить в подземный мир о виденном". Следовательно, и действия селькупов в отношении перебежавших дорогу существ, основывались на том же опасении: дорога отождествлялась с жизненным путем, жизнью самого человека, поэтому ее пересечение, внезапно появившимися ящерицей или лягушкой, как бы пресекало его жизнь, отмечая человека невидимым знаком смерти, по которому дух-хозяин загробного мира узнавал свою очередную жертву.

Такой же негативный характер носило представление о ящерице у якутов, вследствие чего ее остерегались. Считалось, что ящерица "показывается к смерти человека или к пропаже скота, поэтому ее обязательно убивают" - пробивают рожном или палкой, произнося соответствующее заклинание: "Если из родни моей / Суждено пролиться крови, / выступи кровь! / Если из скота моего / Суждено пролиться крови, /Выступи молоко! Говорят, что после этого из ящерицы выступает кровь или молоко. Вилюйские якуты вообще считали, что убившему ящерицу простится сорок грехов.

Использованная литература:

  1. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков;
  2. Прокофьева Представления селькупских шаманов о мире;
  3. О.Б. Степанова Мать-змея и образ духа-охранителя в мифологических представлениях селькупов;
  4. Георг Вильгельм Стеллер. Описание земли Камчатки;
  5. Р.И. Бравина Концепция жизни и смерти в культуре этноса (На материале традиций саха);
  6. А.А.Попов. Материалы по истории религии якутов б. Вилюйского округа.