По мифологическим представлениям мунда, народности, живущей на юге Заира, северо-востоке Анголы и северо-западе Замбии, владыкой нижнего мира является чудовищный крокодил. Выполняя брачное условие, с ним сражается и побеждает герой фольклора Судика-Мбамби.
У нигерийских игбо крокодил – общий символ громовника-змея и богини земли-черепахи.
Пережитки тотемизма у народов Африки сохранились в названиях родов по именам животных, в легендах о родстве с ними, запрете убивать их, есть их мясо, прикасаться к ним. Роды суданских пуэров и динка имели в числе тотемов крокодила. В мифологической истории шиллуков, живущих в южном Судане, Ньиканг – мифический предок царского рода, родившийся от полуженщины-полукрокодила и Оква, – одного из трех людей, порожденных первым человеком Коло. Он вступает в борьбу со своим братом и побеждает, становится посредником между богом Джуоком, посылающим дождь, и людьми. В одном из вариантов Ньиканг выловил из воды людей с помощью гарпуна и удочки. По другой версии, люди вышли из открытой им тыквы, которую вынесла белая корова, вышедшая из воды. В дальнейшем о исчез с ветром (вар. удавился; ср. ритуальную смерть царя). Царь почитался шиллуками как воплощение Ньиканга. Существовал обычай – убивать состарившегося царя (сходный обычай отмечен у другого нилотского народа – динка).
Каждый род пигмейского племени бамбути в Центральной Африке имел своим тотемом животное, называя егосвоим "отцом" или "дедушкой". Баквены (Люди крокодила) называли своим отцом крокодила. В случае опасности они убивали свое тотемное животное, но извинялись перед ним и устраивали обряд очищения. У мандинго Западного Судана тоже одним из тотемов был крокодил. Африканские бечуаны из рода Крокодила клялись крокодилом. В качестве примера тотемистических ордалий Соколова З.П. приводит обычай "божьего" суда, бытовавший в одном из африканских племен: обвиняемый, чтобы доказать свою невиновность должен был переплыть через водный бассейн, в котором водились крокодилы.
На западе Африки, в Сьерра-Леоне известны общества Крокодила и Бабуина, террором устрашавших соплеменников. "Члены общества обязаны были носить при себе шкуры бабуины или крокодила. Общество Крокодила расправлялось со своими противниками при помощи специально сделанной подводной лодки в форме крокодила. Ее нос имел вид головы крокодила, лопасти для движения - вид лап. В этого "крокодила" входили шесть человек команды. Сооружение, имея на поверхности лишь голову крокодила, незаметно подплывало к берегу. Избранная жертва утаскивалась под воду. Для освящения такой лодки-крокодила в жертву также приносили человека".
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. I,II;
- Соколова З.П. Животные в религиях.