В финской мифологии существовали представления о подземных духах  маахисах ("жителях земли"), маанвэках ("земном народе"), мааналайсах ("подземных"), имеющих  вид лягушек, ящериц, горностаев, кошек и других животных. Они могли встретиться и в антропоморфном виде, но тогда всегда были отмечены физическим безобразием: одна ступня у них повернута назад. Путь в их страну вел по муравьиным тропам, через озера и источники.

У финно-угорских народностей Поволжья лягушка была символом покровительницы домашнего женского дела и особенно ткачества. Мотив этот сохранен в одном из вариантов русской народной сказки «Царевна-Лягушка", где лягушка оборачивается веретеном. В древних зооморфных подвесках женщин-мерянок част мотив лягушачьих лапок.

 

По одному из вариантов космогонического мифа коми два брата демиурга - Ен и Омоль - обитали в первозданном болоте в виде лягушек. Из тины, принесенной в клюве голубем Ена, возникла земля, а из глотки ворона, принадлежащего Омолю, пролилась вода, ставшая морями и океанами.

Мотив  вышивки "ромб с крючками" был популярен в вышивках не только на русском Севере, но и у чувашей, которые  называли  его "кеске". Эти узоры были центральным мотивом нагрудной вышивки женских рубахЗначение этих узоров почти забыто. В настоящее время  "считается выясненным, что они были характерны для наряда замужней женщины и нашивались на обе груди. У марийцев вышивка на груди женского платья еще сохранила название 'сторожа грудей'. Исследователи считают, что и чувашская вышивка типа 'кеске' имела охранительное значение, оберегая молоко у кормящей женщины".

   О большой древности культа лягушки в Западной Сибири говорит почитание этого земноводного у обских угров. Так, происхождение фратрии Мось у хантов связывалось с лягушкой-прародительницей, которую называли Мис–нэ  или Мисы–кут–нэ (женщина Мис, живущая среди кочек). Мир–сусне–хум – младший сын Нуми–Торума, верховного существа, по поверьям обских угров, тоже "был одним из предков фратрии Мось", что можно соотнести с легендой сосьвинских манси о том, что "один из сыновей Нуми–Торума имел облик лягушки". Согласно хантыйским представлениям бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар Торум) в детстве был проглочен рыбой и принял в ее брюхе облик лягушки. Лягушка в генеалогических легндах  сосьвинских хантов выступала в качестве прародительницы группы нарасмахум (болотного народа). Прародительницу-лягушку, имя которой, вероятно, было табуировано, называли – «болотной женщиной», «между кочек живущей женщиной», приписывали ей способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды, устраивать браки.  Ее изображение, вышитое бисером на платке, держали перед рожающей женщиной. В одних семьях она считалась главным из духов–покровителей семьи, в других почиталась только одним из ее членов. Изображения таких лягушек-покровительниц семьи хранились в священном углу или в сундуках на чердаке. Если дух был покровителем всей семьи, его хранили из поколения в поколение. Наряду с зооморфными изображениями существовали и антропоморфные изображения лягушки. В МАЭ хранится 8 таких изображений, имеющих две  характерные черты: "косые поперечные полоски на животе и по три луча–рога на голове".

ёЛягушка с легкостью обращалась в женщину, а женщина - в лягушку. На Васюгане записана "легенда, в которой происхождение людей связывается со старухой, ставшей лягушкой". Четыре хантыйские фамилии с р. Васюган происходили от женщины-лягушки. "В томской губернии возле васюганского болота, которое считается самым большим в мире, было святилище Саваркыла, то есть  лягушачье. И ханты около царицы лягушки выбирали себе женихов и приносили обрядовые жертвы". У куноватских хантов лягушка называлась асявем–ими (тетка–женщина) и почиталась священной.

   В мифологической картине мира манси "в центре вселенной стоит мировое древо, на вершине которого обитает птица Карс, а в корнях живет враждующая с ней Не имеющая-Сердца-и-Печени-Железная-Лягушка (лягушка здесь замещает змея у мирового дерева)". Одна из групп манси Северной Сосьвы считала лягушку своей родоначальницей, ее называли "Нарас-най" (Болотная великая женщина) или "Лус-халь-эква" (Между кочками живущая женщина). Манси в Юртах Новинских имели несколько культовых святилищ, в которых среди семейных покровителей  фигурируют также Мис-хум и Нярас-нэ-эква ('Сырого болота женщина' или 'Лягушка-женщина').

 

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира т.I, II;
  2. Е.Я. Шейнин Энциклопедия символов;
  3. Амброз А.К. Ранне-земледельческий культовый символ («ромб с крючками») "Советская археология", 1965г., № 3
  4. Культ лягушки у хантов и манси. З.П. Соколова;
  5. В. М. Келемзин, Н. В.Лукина Знакомьтесь: ханты; Восточно-азиатский неолитический миф о сотворении земли//История и культура Востока Азии;
  6. Л. Латынин  Основные сюжеты русского народного искусства: прялка вышивка, игрушка;
  7. И. Н. Гемуев. Мировоззрение манси. Дом и космос.