В Тибете  распространено  представление о земле, покоящейся на лягушке. Распластанная лягушка представляет собой основание ручки двузубого тибетского ножа-амулета. "Истоки этого образа следует искать в буддийской мифологии.  По одной из легенд, божество Манджушри, обратившись в огромную лягушку, легло на спину и на своем животе утвердило им же созданную землю. Вместе с буддизмом подобные представления проникли в Тибет, а оттуда - в Южную Сибирь". 

Связь лягушки с водной стихией и подземным миром  сохранилась в тибетских и монгольских сказках, где  в роли хранителей водоема и чудовищ-людоедов выступают гигантская золотая лягушка и такая же огромная бирюзовая (или нефритовая) черепаха. В одной тибето-монгольской сказке золотую лягушку вылавливают золотым ковшом из источника, а она оказывается дочерью царя драконов. Характерно, что, выйдя замуж, эта водяная принцесса впоследствии становится матерью "четырех великих владык Джамбудвипы".

 

В Восточном Тибете бонские шаманы с началом весны начинали проводить первые обряды по предотвращению гроз и града, губительных для посевов. В Лавране с этой целью совершали "похороны" лягушки: в земле делали ямку, "укладывали в нее вылепленную из теста лягушку, делали над ямкой насыпь и в ее верхушку втыкали вертикально палку". В других  частях Тибета тоже проводили подобные обряды, но с использованием иных средств.

Использованные материалы:

  1. С.Ю.Неклюдов Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира;
  2. В.В. Евсюков. Мифы о вселенной;
  3. 3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии.