На Алтае выдру называли  камду, камна, т. е. словом, в котором корнем было «кам». Южные алтайцы считали, что выдра сама - кам, и камы могут превращаться в этого зверька,  поэтому трогать его нельзя ни в коем случае. У северных алтайцев были похожие представления о барсуках. Существует поверье, что убившему выдру или медведя надо совершить особые ритуальные действия, чтобы избежать смерти. Особенно показательно, что выдру «хоронят, пеленая и пуская по воде, оплакивают, просят у нее прощения».

 

Особое отношение кумандинцев к выдре выражалось в свадебных обрядах. Так, кумандинец, вступая в дом родителей невесты, прежде всего должен был  "повесить в переднем почетном углу дома (tör) выдру (quņdus)".

Этот обычай перекликается с телеутским, хотя и не свадебным, но указывающим на тотем материнского рода: убивший лебедя, обдирал его шкурку с головой и все это отвозил к своему дяде – брату матери.

У шорцев "охотник, нашедший берлогу медведя или выследивший выдру, давал об этом знать обычно своим родственникам по линии матери, приглашая их участвовать в совместной охоте". Такой же обычай существовал у кумандинцев и шолган-челканцев. 

Использванные материалы:

  1. Дыренкова Н.П.Пережитки материнского рода у алтайских тюрков. Авункулат;
  2. "Концерт для леса с шором и топшуром" - по материалам экспедиции Д.Доронина