В мифах индейцев Мезоамерики и Центральных Анд  прародительница, хозяйка зверей,  по своей природе  является лягушкой или черепахой, и, прежде всего,  она  связана с землей и водой. Встреча с ней всегда происходит у воды. Однако широко распространен не мотив превращения  лягушек в женщин и наоборот, а рыб в женщин и женщин в рыб.

Из мифов карибов и араваков Гвианы узнаем о старухе-лягушке - матери или жене ягуара, хранительнице огня и культурных растений, выступающих из ее тела. Герои добывают эти растения для себя и людей. Нередко герои сжигают тело лягушки.  А вот у варрау этот сюжет древнее, и в нем древесная лягушка играет роль положительного персонажа: она прячет у себя женщину с ребенком, спасающуюся от разорвавших ее мужа ягуаров.

 

 

Многие сосуды мочика "сформованы в виде лягушки с чертами ягуара, из тела которой вырастают маис, фасоль, манио". "Среди археологических находок в центральной Мексике, датируемых I тысячелетием до н. э., хорошо известны статуэтки культуры тлатилько. Многие из них представляют собой женские фигурки с двумя головами или с раздвоенным лицом.  …Эта деталь находит аналогию в мифе ягуа, в котором герой разрубает надвое свою мать (каждая из половин затем превращается в жабу)».   

 Индейцы гуапоре в Боливии считают, что лягушка буруру есть мать-земля,ее антропоморфный образ - старуха с огромными грудями, ртом и вагиной, которая живет под землей. Такое же представление о земле как о существе смешанной породы - лягушки и женщины-старухи было и у индейцев такана: "Лягушка ...есть старуха с огромными грудями, ртом и вагиной, живет под землей. Она и есть мать-земля". А по представлениям тукуна, проживающих в Бразилии, Перу и Колумбии, богиня верхнего мира Тае наказывает грешные души умерших, возвращая их на землю, где они сперва превращаются в маленьких лягушек, а потом умирают.

В мифологических представлениях ацтеков с образом лягушки соотносятся земля и небо, созданные "из тела напоминающего жабу чудовища".  По этой причине в "позе лягушки" представлялся  ацтекский бог земли и бог дождя и грома Тлалок  («заставляющий расти»), с которым были связаны лягушки и змеи. По народным представлениям  существовало множество тлалоков, имевших черты лягушек. В антропоморфном образе эти тлалоки представлялись  карликообразными «мальчиками дождя».   У астеков "существовали ритуалы, когда жрецы заходили в озеро и глотали живых водяных змей и лягушек. Божество Чальчутилику изображалось иногда в виде лягушки, и желто-зеленые лягушки очень ценились как амулеты". 

Использованные материалы:  

  1. Ю.Е. Березкин. Земля есть женское существо Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам;
  2. Ю.Е. Березкин. Мифология индейцев Латинской Америки и древнейшие фольклорные провинции (Анализ одного мифологического сюжета)//Фольклор и историческая этнография;
  3. Мифы народов мира, т.II;
  4. Марлин Добкин де Риос Растительные галлюциногены.