Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Ветвь или венок, свитый из плюща, в древности вывешивался у входа в таверну, постоялый двор или лавку виноторговца в знак того, что здесь продается вино. Считалось даже, что древесина плюща способна отделять вино от воды, после того, как их смешают в сделанной из нее же чаше.
Цветет плющ поздно - в сентябре – октябре, а зимой можно увидеть на побегах сине-черные ядовитые ягоды, созревающие следующей весной. Свое название «плющ» это растение могло получить от «плюю», «плевать» в виду неприятного вкуса растения. Известно, что ягоды на ветвях всегда привлекали внимание человека, а поскольку ягоды плюща очень ядовиты, возможно, знающие предостерегали неосторожных лакомок криком «плюй!». Были зафиксированы случаи смертельного отравления этими ягодами.
Со временем этот цветок стали изображать как розетку из шестнадцати лепестков с центральной чашечкой - «кикумон». Кикумон стал символом императорской власти: императоры носили этот символ на своей одежде. Изображениями кикумона украшалась керамическая посуда.
Праздник хризантемы стал отмечаться с незапамятных времен. В древности в этот день японцы украшали хризантемами свои жилища, а среди знати существовал обычай кататься под звуки музыки на утопающих в цветах лодках. Проводились состязания поэтов, посвящавших свои стихи хризантеме. Строчки тщательно выписывались тушью на длинных бумажных полосах, которые приклеивались к деревьям, чтобы прочитать их могли не только люди, но и ветер, шумящий в листве, и птицы, пролетающие мимо.
Прежде всего стойкость хризантемы сделала этот цветок символом долголетия. В даосизме хризантема стала олицетворять осеннее спокойствие, а всеобщее почтение за ее стойкость холодам сделало хризантему символом воплощения бодрости и душевного покоя в старости. Кроме того, с этим цветком были связаны представления об изобилии, урожае, богатстве, радости и беззаботной жизни и даже учености.
Китайский путешественник VII в. Вэй-Цзи сообщал, что жители Самарканда в весеннем месяце апреле по современному летоисчислению «ходили по полям в поисках потерянного тела умершего божественного младенца». Сопоставив этот обычай с церемониями праздника тюльпана, Е.М. Пещерова пришла к заключению, что «первоначальный смысл праздника тюльпана восходит к мистериям, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы».
С.П. Толстов еще ранее обратил внимание на рассказ Вэй-Цзи о божественном младенце, отметив, что в нем заключается существо культа Сиявуша – умирающего и воскресающего бога растительности, среднеазиатского двойника Оcириса, Аттиса, Адониса (см. Умирающее и воскресающее божество).
Праздник красного цветка, вероятнее всего, был посвящен весеннему цветку красного цвета; таковыми могли быть в условиях Средней Азии только тюльпан или мак. У узбеков-сартов еще в начале этого века весной происходили гулянья девушек, называемые лола сайли – 'праздник маков'. Описание праздника "красного цветка" в Шафриканском р-не Бухарской области связывает его с весенним севом. Праздник начинался в месяце Хамал (март) и продолжался в течение месяца. Во время него проводился большой базар и народные гулянья. Характерной деталью праздника была свобода поведения, которая "не разрешалась в другое время".
По армянскому календарю в середине лета - конце старого года и начале нового – устраивался праздник вардавар (вероятно от «вард», «роза» или «вода»). Астхик («звездочка») - богине плотской любви и воды, приносили в дар розу, выпускали голубей, а участники обряда обрызгивали друг друга водой. Имя Астхик восходит к символу богини – планете Венере. Розы и капли воды армянского обряда коррелируют с таджикским представлением о пери: когда она смеется, у нее изо рта падают цветы, когда плачет – падает жемчуг. Вероятно, имена Астхик и Анахита принадлежали одной и той же богине, единый образ которой со временем расщепился на два образа.
Цветок и птица – символы иранской богини Анахиты. В ахеменидскую эпоху греческих богов отождествили с иранскими, и Анахита была отождествлена с Афродитой, а Аполлон – с Митрой, солнечным богом, «заставляющим растения расти». В честь Митры ежегодно в ноябре, в день осеннего равноденствия, устраивался радостный праздник Михраган. Жрецы, увенчанные венками из цветов и трав, читали молитвы. Празднику были посвящены птица Мург-и-Михраган (куропатка) и символы плодородия – цветы и плоды граната.
В Римском культе умерших всегда присутствовали цветы. Однако с цветами был связан и культ плодородия, просматриваемый в празднике в честь италийской богини цветов и юности Флоры – флоралиях. Ее культ являлся одним из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно у племен осков и сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой. Праздник длился 3 дня, с конца апреля по начало мая, в течение которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали яркие платья.
Флора была богиней-защитницей цветения и цветов и изображалась с рогом изобилия, из которого она рассыпает цветы по всей земле. В этом весеннем торжестве, посвященном богине, «огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей). Заметное смягчение нравов в период празднества должно было произвести аналогичное воздействие на природу, чтобы призвать ее к плодовитости. В конце III века до н. э. выступления мимов, зачастую весьма непристойные, были отличительной чертой флоралий. Впоследствии эти аграрные ритуалы переродились в чисто народные гулянья.
В Древней Греции самыми известными праздниками цветов были Гиакинфии в Спарте и Антестерии в Афинах. Весенний праздник в Спарте был посвящен юному спартанскому царевичу Гиакинфу, из капель крови которого выросли душистые гиацинты (см. Гиацинт). Центром культа Гиакинфа были Амиклы, где ежегодно в течение трех дней проходили празднества, посвященные ему и Аполлону. В это время были запрещены военные действия.
В Афинах в месяце антестерионе (конец февраля – начало марта) проводился праздник в честь Диониса, носивший название Антестерии (греч. Anthesteria) – «праздник цветов». Первоначально этот праздник, проводившийся 4 марта, был посвящен Флоре и Гекате. На Антестериях, празднике пробуждения весны и памяти умерших, почитался также и Гермес. С введением культа Диониса этот праздник стал праздником торжества бога вина и веселья, сохранив поминальные черты.
В качестве художественного образа значение лотоса варьируется в зависимости от количества лепестков: лотос с восемью лепестками служит не только символом йони и атрибутом индийских богинь, но и символом Центра, в котором пребывает Брахма, символом видимого проявления его скрытой активности.В западной традиции в символизме лотоса доминирует идея излучения и реализации, в восточной - спрятанный центр.
Научное название это растения Anastatica hierochuntica (по-греч. anastasis значит «воскресение»), и оно часто встречается в пустынях и полупустынях. В Северной Африке и на побережье Красного моря оно встречается повсеместно. Летом, его ветки сгибаются внутрь вокруг созревших семян и высыхают, формируя шарики. Оторванные и разнесенные ветром, они могут храниться в таком состоянии годами, но когда на них попадают капли дождя, веточки, состоящие из гигроскопической ткани, распрямляются. Само растение при этом не возвращается к жизни, но из его плодов высыпаются семена и падают во влажную почву, давая жизнь новым росткам. А выпрямившиеся веточки словно оживают – расправляются, зеленеют, однако как только влага высыхает, они вновь съеживаются в сухой шар.