Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии



Шаманское дерево. Часть 1

Шаманское деревоШаманизм - это форма религии, основанная на способности одного или нескольких членов родового сообщества непосредственно контактировать с духами и божествами  верхнего, нижнего и среднего миров. В космологии шаманизма эти миры представляются "нанизанными" на центральную ось, которая может выступать в виде горы, реки и дерева. В пространстве этой оси и лежит путь шамана - либо на небо, либо по местности, либо в преисподнюю. Наиболее емким символом этой связи между мирами, служит дерево, верхушка которого упирается в небо, а корни, извиваясь подобно змеям, достигают самого низа подземелья. По ветвям этого дерева, как по ступенькам, шаман может взобраться в верхний мир, а по полому стволу спуститься в нижний, в котором помимо обитающих там злобным духам болезней и несчастий, находится селение умерших сородичей.

Лиана. Часть 4

Лиана в мифологииАцтекам была известна  еще одна лиана с травянистым стеблем, цветущая голубыми, красными и фиолетово-синими цветками - Ipomoea violacea. Ацтеки называли этот психоактивный  вьюнок «tlitlitzen»,  от корня в языке науатль, означающего  «черный цвет» и суффикса, выражающего почтение.

Семена этой лианы в отличие от коричневых и круглых семян ололиуки, имеют  черный цвет и удлиненную  форму. Черные семена, более сильнодействующие,  часто называют macho («мужчина»), — их употребляют мужчины; коричневые семена, называемые hembra («женщина»). употребляются женщинами. В некоторых деревнях сапотеков известны оба вида, Turbina corymbosa и Ipomoea violacea; в других используется только последний.

Лиана. Часть 3

Лиана в мифологииИндейцы Мексики и Южной Америки использовали лиану банистериопсис, вьюнки и грибы в качестве священных проводников в мир духов и богов сотни, а может и тысячи лет. «Ацтекская  настенная роспись в  древнем Теотиуокане,  изображающая Богиню-Мать, олицетворявшую вьюнок пурпурный, или ололиукуи,  датируется примерно 500 г. н. э.». В Мексике широкое распространение имели также и психотропные грибы, но в  Южной Америке наиболее предпочтительными были напитки, изготовленные из галлюциногенных растений.

Астекской богиней-матерью, богиней земли была Тласольтеотль, мать двух божеств плодородия – Макуильшочитля, бога цветов и весенней растительности, и Синтеотля, бога маиса. В гимнах они часто отождествлялись, однако Макуильшочитль («пять-цветок»), или Шочипилли («владыка цветов»), был также связан  с ололиуки и считался «божеством-покровителем священных галлюциногенных растений» и «цветистых снов».

Лиана. Часть 2

Лиана в мифологииВ индейской традиции лиана связывается с женским образом "Зеленой змеи", способствующей проникновению в мир духов. На территории Мексики и южных штатов США по стволам деревьев вьется травянистый стебель лианы  Ололиуки или Ололюки, известной также под названием Утренняя роса или Утреннеее сияние.

Это  - вьюнок Turbina corymbosa, с тонкими сердцевидными листьями, белые цветы которого имеют форму трубы. На старинном рисунке это растение изображено как вьюнок ипомея (Morning Glory).

Один испанский отчет, написанный вскоре после конкисты, утверждал, что у астеков есть «трава, называемая coatl-xoxo ihqui (зеленая змея), которая дает семена, называемые ололиуки». Действительно, на языке науатль это растение называется coaxihuitl — «растение-змея», а «ололиуки»  - это название его маленьких, коричневых, овальных семян, которое буквально означает «круглая вещь».

Лиана. Часть 1

Лиана в мифологииЛиана - это вьющееся растение, стебель которого находит вертикальную опору и поднимается по ней высоко в воздух, где развивается его листва и распускаются цветки. В основе названия лежит франц. lier — связывать: обвивая ствол, лиана как бы «связывает» свой стебель с деревом. В сущности, лиана является жизненной формой растения, не способного самостоятельно вознести свои цветки к свету.

Стебель лианы может быть травянистым, как у вьюнков, или деревянистым как у виноградной лозы. Он может прикрепляться к стволу усиками или  присосалами – особыми короткими корнями, выходящими из нижней поверхности ветвей, может просто обвивать ствол своим стеблем. Некоторые лианы удерживаются между  разветвлениями дерева, опираясь на них своими боковыми ветвями, иглами, колючками.

Среди множества версий мифа о происхождении людей, одной, довольно распространенной,  является версия  о растительном происхождении. У кайанов, обитателей индонезийского острова Калимантан, происхождение первых людей связано с лианой.

Смоковница. Часть 11

Смоковница в мифологииВ Библии смоковница часто упоминается вместе с виноградной лозой и оливами. Смоковницы сажали в виноградниках, где они служили естественной опорой для виноградных лоз. Среди даров, данных богом Израилю, смоковница не упоминается. Это  объясняется тем, что смоковницы специально не выращивались – они росли повсюду.

Смоковница, обвитая виноградной лозой, словно змеей...  Дж.Д. Фрэзер пишет, что в Восточной Африке «поклоняются особой породе смоквы-паразита, которая постепенно обвивает весь ствол дерева-хозяина блестящими беловатыми кольцами своих гладких корней и ветвей. Такие деревья масаи умилостивляют тем, что закалывают козу и выливают ее кровь у основания ствола».

В Африке смоковницы считаются священными деревьями, и их очень редко срубают.

В исламе смоковница - Древо Небес, священное древо, так как им клялся Аллах. Это отражено в Коране в одноименной суре «Смоковница»: «Клянусь смоковницей и маслиной, и горою Синаем…» (Сура 95 Смоковница, аят 1–2). Согласно "Агаде" запретным плодом на древе познания в райском саду была фига, а не яблоко: «А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю; питайтесь, чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву» (Сура 7 Преграды, аят 18/19).

Смоковница. Часть 10

Смоковница в мифологииВ Палестине смоковница плодоносит три раза в год, и именно это дерево древние евреи провозгласили  царицей остальных деревьев: «И сказали дереву смоковнице: иди ты, царствуй над нами» (Судей 9:10). 

Смоковница и виноградная лоза стали  символами изобилия библейской земли. В Талмуде так сказано об этом: Однажды Бар Иехезкель увидел козу, пасущуюся под смоковницей, и молоко изливалось из нее, и мед вытекал из плодов, и смешивалось одно с другим, и сказал он: "Вот земля, текущая молоком и медом" (см. Ктубот 111б).

В апреле на ветвях смоковницы появляются т. н. «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы. Эти плоды не очень сочные, но их употребляют в пищу, т.к.  других фруктов это время года нет.  В начале лета на том месте, где висели ранние смоквы, образуются сочные смоквы, поспевающие к концу мая – началу июня. Эти летние смоквы (евр. биккура) очень вкусные, но храниться долго не могут. Наконец, к концу лета поспевают т. н. «поздние смоквы» (евр. теэна), самые вкусные, которые едят в свежем   виде и засушивают, храня их в связках.

Смоковница. Часть 9

Смоковница в мифологииСмоковница — библейское дpево познания добpа и зла: «И насадил Господь Бог рай... И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла». (Быт.2:8-9).

Присматривать за всеми «хорошими для пищи», т. е. плодовыми деревьями бог поручил Адаму: «И взял Господь Бог человека, и посадил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Однако при этом первому человеку было поставлено условие, нарушение которого грозило смертью: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь».

Женщина, созданная в помощники первому мужчине, нарушила запрет и убедила Адама последовать ее примеру. Последствия этого проступка известны всем последователям иудейской, мусульманской и христианской религий. Для Адама же с Евой первым последствием было прозрение, вторым - использование фиговых листьев в качестве первой одежды, а третьим – изгнание из сада и переход от выращивания и ухода за плодовыми деревьями к изнурительному земледельческому труду.

Смоковница. Часть 8

Смоковница в мифологииСмоковница – родственница баньяна, оба дерева принадлежат роду фикус. Баньяном называли два вида деревьев, произрастающих в Индии – фикус бенгальский (лат. Ficus benghalensis) и фикус религиозный или дерево бо, бодхи (лат. Ficus religiosa). В сущности, название  «баньян» является  определением жизненной формы некоторых фикусов, при которой из ствола и ветвей фикуса вырастают длинные воздушные корни. Достигая земли, они укореняются, обеспечивая фикус водой и питательными веществами. Со временем корни утолщаются и превращаются в дополнительные стволы, служащие опорой для единой густой кроны.

Это удивительное дерево-рощу европейцы назвали  «баньяном» по наименованию индусских торговцев – banias, устраивавшихся для торговли, отдыха и общения под его обширной кроной. Многие виды фикусов со временем становятся баньянами, но у индийского вида Ficus benghalensis эта особенность проявляется чаще всего, и он наиболее знаменит. Фикус имеет крупные темно-зеленые листья и небольшие круглые красные плоды. По виду они напоминают инжир,  в пищу не пригодны, но для обезьян и птиц являются любимым лакомством.

Смоковница. Часть 7

Смоковница в мифологииЭлементы священной смоковницы - ашваттхи соотносились с разными частями микрокосмоса и принимали участие в моделировании социальных и религиозно-ритуальных структур. В ритуале царь соотносился последовательно с четырьмя сакральными деревьями, из которых изготовлялись ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырех варн. Чашу из древесины ашваттхи подносил вайшья, из ньягродхи – знатный друг, из удумбары – кшатрий, из палаши – жрец.

Ветви четырех священных деревьев образовывали арки над четырехугольным алтарем в «Матсья-пуране». Один из гимнов Ригведы славит царя Варуну, который «в бездонном (пространстве)... Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз. Их основание – наверху. Да укоренятся в нас лучи!» (РВ I, 24, 7) Мировое дерево в Майтри-упанишаде (VI 4) описывается как arbor inverse – перевернутое дерево: «Наверху (ее) корень – трехстопный Брахман, (ее) ветви – пространство, ветер, огонь, вода, земля и прочее. Это Брахман, зовущийся единой смоковницей».

Подкатегории

Страница 9 из 34