Травы
Травы в мифологии
Травы в мифологии
Тростниковое перо, известное под названием калам, калем (араб.), галлам, келк (перс.), различалось по месту происхождения растения. В средние века наиболее ценились калам васити (из города Васита в Ираке), амуйи (амударьинский), мысри (египетский) и мазандарани (из области на севере Ирана).
Уже из шумерских мифов становится известным использование тростника в качестве палочки для письма. В гимне к Нидабе, богине злаков, трав и тростника (см. Божества), есть такие строки: «Госпожа, это ты прилагаешь руку к искусно сделанным (писчим) табличкам в стране, твой совет обращен к тем, кто (орудует) палочкой тростниковой". Нидаба – это нуминозная сущность ячменя и тростника, она «обретается» в грудах зерна и в тростнике, который служит материалом, необходимым для строительства жилищ, следовательно, богиня участвует в возведении городов, а находясь в изготовленной из тростника палочке, Нидаба содействует процессу письма.
Невеста, не желающая иметь детей, при венчании закладывала за пояс «мужскую» коноплю. Наоборот, чтобы у молодоженов были дети, а у молодой легкие роды, мать закладывала ей за пояс семена конопли, которые во время венчания невеста высыпала на пол. Русские во время свадьбы осыпали молодых семенами конопли. Словаки, чтобы оградить молодых от порчи, насыпали семена конопли им в башмаки, опоясывали стеблями по голому телу. Болгары с этой же целью раскладывали вокруг невесты стебли конопли и поджигали их.
Подтверждением этому служит и свидетельство Геродота, не оставляющее сомнений в том, что наркотические свойства конопли были хорошо известны скифам. В Древней Греции, как уже было сказано, из семян конопли изготовляли особый напиток, называвшийся Nepenthes, а в классическую эпоху оракулы в Дельфах давались пифией, имевшей «прислуживавшего ей жреца, который приводил ее в экстатическое состояние, сжигая в пламени помещенной в замкнутое пространство масляной лампы зерна ячменя, коноплю и листья лавра».
Из стеблей конопли изготовляется прядильное волокно, известное как пенька, считающаяся лучшим материалом для канатного и веревочного производства. Из семян конопли добывается масло, идущее в пищу и применяемое в малярных работах, мыловарении и др. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится о том, что древние греки из семян готовили особый напиток, называвшийся Nepenthes.
В шумеро-аккадском мифе царь Этана верхом на орле взлетает на небо, чтобы достать «траву рождения», ибо жена царя не может разродиться. Можно предположить, что миф повествует о засухе, при которой земля без дождя не может «разродиться». Аналогичный мотив сохраняется и в мифе о нисхождении Инанны в подземное царство. С уходом богини плодородия жизнь в природе угасает, не растут травы и владычица подземного царства Эрешкигаль мучается в предродовых муках, не имея сил разродиться. Мы не узнаем из мифа, удалось ли царю достичь неба и осуществить свой замысел, но примечательна эта история тем, что в ней впервые описывается вид земли с высоты птичьего полета.
О том, что славяне почитали священным пучок сорванной травы, свидетельствует и «Хроника Дитмара». При заключении мирных договоров пучок травы приравнивался пряди обрезанных волос: «трава, как волосы земли, и волоса, как метафора травы, употреблялись здесь за символические знамения самой богини – в удостоверение того, что мир будет соблюден свято и границы чужих владений останутся неприкосновенными».
Греческие герои увенчивались венками и, если в Олимпии возлагали на голову победителя венок из дикой маслины, а в Дельфах – из лавра, то в Немее венок сплетали из стеблей сельдерея «в память страданий Палемона и Архемора». Предводитель фокейцев в походе на Трою, погибший в той войне Схедий, изображен на картине Полигнота, находящейся в Дельфах, с венком из петрушки на голове.
По свидетельству того же Павсания на о. Сардиния произрастает у источников очень ядовитая трава, похожая на петрушку или сельдерей: «говорят, что тот, кто ее съест, умирает от смеха». В Коринфской области на священном участке Геры находится источник Астерион. Растущую по его берегам траву тоже называют астерионом и Павсаний сообщает, что эту траву «носят в храм Геры и из ее листьев плетут венки».
В древности верили, что сила трав проистекает от контакта со сверхъестественными существами, к примеру, с феями, что планеты, солнце и Луна придают травам особые свойства и силы. «Считалось, что метафизические свойства лунного эфира передаются травам», и по этой причине «считалось верным собирать травы только при свете полной Луны».
Известная по греческому мифу борьба гигантов с богами закончилась поражением гигантов из-за того, что они лишились волшебной травы. Рок судил богам, что они не смогут победить гигантов, если им на помощь придет смертный. Узнав об этом, Гея стала искать волшебную траву, но Зевс запретил светить Эос, Селене и Гелиосу, и успел раньше Геи срезать эту траву.
Производство льняной нити связано с несколькими этапами обработки льняного стебля: вымачиванием, сушки, мялки, трепания. Цикл производства льняного полотна – от сева семян до сбора урожая с последующими операциями «мучения» и «терзания» нежного растения отразился в обрядовых песнях, народных загадках и обрядах. Русская хороводная игра “Уж я сеяла, сеяла ленок” сопровождалась пантомимой с изображением всех тех приемов обработки льна, о которых говорится в песне. Русская загадка о льне перечисляет «муки» льна: “Топили, сушили, колотили, рвали, крутили. ткали, на стол клали”.
С учетом этой версии и известной ценности тканей, производимых египтянами из льна, в новом свете предстает гипотеза о путешествии греческих аргонавтов в Колхиду вовсе не за золотым руном, а за секретом получения тончайшей пряжи из льна, или за семенами того льна, ткань из которого ценилась на вес золота!
Римское название культурного льна произошло от кельтского lin — нить, так как примечательно это растение тем, что из его волокон получают нити. Отсюда греческое «линон», английское «линен», ирландское и норвежское «лин», латышское «лини», литовское «линай», древнепрусское «линно». Видовое название этой травы (Linaceae) обозначает превосходную степень от слова «полезный» и в буквальном переводе имеет смысл «наиполезнейший», говорящий о высокой значимости льна в производстве нитей и ткачестве.
Красноватые пятнышки на листьях некоторых видов зверобоя и кроваво-красный цвет, выступающий при растирании его семян и цветков, обусловили другую группу названий, связанную с кровью: Иванова кровь, заячья кровь, кровь Исуса Христа, красная травица, молодецкая кровь, кровавник. Это свойство растения использовалось в любовных гаданиях: парни и девушки скручивали в руках стебель зверобоя и смотрели какого цвета выступит сок: если красный, значит, любит, если бесцветный – не любит.
Зверобой – многолетний полукустарник с мелкими цветочками ярко-желтого цвета. Окраска цветков и зацветание в июне сделали это растение синонимом дня летнего солнцестояния, которое церковь связала с Иоанном Крестителем, откуда и появились у зверобоя названия святоивановская трава, иванова трава, трава святого Джона (англ.) и др.
Согласно другому верованию, он процветает самым лучшим образом, если его посадит женщина, которая крепко держит в руках свое хозяйство и мужа. Если на огороде супругов рос шалфей, это было верной приметой, указывающей кто в доме хозяин.
Во многих районах Англии шалфей считается счастливым растением, увеличивающим мудрость и укрепляющим память.
В некоторых регионах полагают, что дикий шалфей занесли в Британию римляне и распространили по всей стране во время своих военных походов.
В русской традиции чертополох по своим магическим свойствам считается растением-оберегом. Путники запасались в дорогу вощанками (тканью, пропитанной воском), в которых сварен был чертополох. Для этого на святках чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. На последнюю, восьмую ночь святок, приносят его к «старушке переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренная вощанка зашивается в ладанку». Считалось, что носящий ладанку защищен в пути от происков нечистой силы.
Считалось, что съеденная в сыром виде рута изгоняет все яды, а отвар быстро выводит из запоя. Предварительно выпитый, он позволяет вообще не пьянеть. Кроме того рута считалась эффективным средством при укусах змей и всяческих ядовитых животных. Противостояние руты воздействию проглоченных ядов использовал понтийский царь Митридат VI Евпатор, который из страха быть отравленным принимал каждый день противоядие, в состав которого входила рута. Это позволило его организму приобрести такой иммунитет, что когда сам Митридат попытался покончить жизнь, приняв яд, попытка потерпела неудачу.
Цветёт рута в июне-августе, источая тяжёлый и не очень приятный аромат, чем и объясняется это название. Однако в засушенном виде рута имеет приятный аромат, напоминающий аромат розы. Основная масса листьев остается зеленой зимой. По вкусу зелень руты напоминает лук и чеснок. В качестве пряности используют листья руты, так называемую "траву", собираемую обычно до цветения растения - до июня. Молоденькие листочки руты употребляют в салаты.
Как пряность тимьян используют как в высушенном виде, так и свежим. Чай и мази из тимьяна с давних пор используются в медицине. Тимьяновое масло является антисептическим средством, но в то же время очень ядовито.
Однако главная примечательность этого растения кроется не в его пищевой ценности. "Слово «тимьян» греческого происхождения и означает «совершить жертвоприношение», так как греки использовали это растение для изготовления благовоний для храма". Отсюда синонимами названия этого растения являются фимьян, фимиам, фимиамник. Применялся тимьян-фимьян в особом виде жертвоприношения, заключавшемся в сжигании благовоний.
Гигантские стебли фенхеля были посвящены творящим огонь богам, таким, как Прометей. Легенда гласит, что он принес огонь людям именно в стебле фенхеля. Миф, изложенный Гигином, гласит:«Люди прежде просили огонь у бессмертных и не умели долго сохранять его. Потом Прометей принес его в стебле фенхеля на землю и показал людям, как сохранять его, засыпав золой. За это Меркурий по приказу Юпитера приковал его железными гвоздями к утесу на горе Кавказ и приставил к нему орла, который выедал его сердце – сколько он днем съедал, столько ночью отрастало».
В Англии это растение называют «кошачьим хвостом» и считают хорошей приметой найти камыш с зеленой головкой. Камыш на Британских островах считался счастливым растением, обладающим целебными и защитными свойствами.
В Египте и Ветхом Завете камыш называли тростником и считали, что из этого растения была сделана корзинка, в которой лежал младенец Моисей. Сюжет с отправлением младенца в тростниковой корзине по речным водам весьма популярен. В греческой истории он связан с Главкой, родившей солнечного героя от Аполлона, в аккадской – с будущим царем Саргоном. В римской – близнецов Ромула и Рема тоже в тростниковой корзине отправляют по волнам Тибра.