ТростникВ Индии  к тростнику тоже  относились как к священному растению. О следах почитания тростника  в качестве тотема можно судить по имени старшего сына Ману Вайвасваты, основателя Солнечной Династии,  - Икшваку (от iksu – «сахарный тростник»). Существует предположение, по которому, это имя первоначально либо было названием племени скифского или гуннского происхождения, переселившегося в Индию из долины реки Оксу (или Окшу), либо названием индийских аборигенов, почитавших сахарный тростник в качестве тотема.

Свидетельством тому, что тростник наделялся какими-то сакральными функциями и у аборигенного населения Индии, является интересный обряд облегчения родов, существовавший у  племени лушеи, живущем в индийском штате  Ассам: «когда женщина мучается в родах, ее подруги, чтобы облегчить роды, убивают курицу и режут  ее на две  равные  части.  Одну  часть курицы с головой они кладут  в верхнем конце  деревни  с семью  связками  тростника, а  нижнюю часть курицы кладут  в  нижнем  конце деревни с  пятью  связками тростника».  Туземцы не объясняют каким образом этот обряд под названием «открывание живота при помощи курицы» способствует успешным родам. Дж. Фрэзер, описавший этот обряд, предполагает, что «отдельные части курицы, положенные в двух концах деревни, согласно  поверью,  охраняют  пространство между  ними  от  действия злых, в особенности демонических, сил, препятствовавших ранее рождению младенца». Каким бы ни было объяснение этого обряда,  обращает на себя внимание то, что в качестве средства, ограждающего от действия злых сил,  используется тростник.

 

 

Лук из сахарного тростника был атрибутом индийского бога любви Камы («любовь»), вышедшего из сердца Брахмана. Он изображался юношей, восседающем на попугае (или колеснице), вооруженным тростниковым луком с тетивой из пчел и пятью стрелами из цветов, насылающими любовную страсть.

Жрецы, приносившие жертву в ритуале жертвоприношения сомы, опоясывались «священным поясом» из тростника. Об использовании тростника не только в качестве стрелы, но и как священной жреческой опояски  упоминается в Taittirīya-Samhitā при разъяснении ритуала.

В Ирландии  тростник наделялся защитными свойствами,  и ирландцы верили, что он приносит удачу. В некоторых областях Ирландии до настоящего времени сохраняется обычай собирать тростник без использования железного инструмента в канун Дня святой невесты (31 января). Из собранного тростника  делают так называемые «кресты святой невесты». После освящения «крестов» их развешивают на счастье и для защиты людей и домашних животных над входом в дом и хлев, в изголовья постелей.

Использовали тростник в Ирландии и как лечебное средство при детской молочнице: три тростинки, взятые из быстрого ручья, по отдельности протаскивали через рот ребенка и бросали в ручей, чтобы поток вместе с ними унес и болезнь. Проводя тростинками по губе, пытались избавиться от язв на губах, выводили бородавки на руках, завязывая три узла на стебле тростника, сворачивали его кольцом и девять раз проводили его над бородавкой.

В алфавите друидов тростник представляет букву Нгетал, символизирующую мертвый ноябрьский сезон. И британцы, в отличие от ирландцев,  считали растущий поблизости от дома тростник зловещей приметой, предвещавшей смерть.

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I;
  2. Дж.Д. Фрезэр Фольклор в Ветхом Завете;
  3. Ж. Дюмезиль. Скифы и нарты;
  4. Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий;
  5. Филиппа Уэринг. Популярный словарь примет и знамений.