ТростникСвященные корзины, использовавшиеся в Греции во время Фесмофорий, были сплетены из тростника и аспарагуса, что предполагает существование табу на  использование этих растений в обыденной жизни.

В мифе о борьбе Тесея с Синисом, известным под прозвищем Питиокампт («сгибатель сосен»), прекрасная дочь последнего Перигуна, «стремясь спрятаться, бросилась в заросли тростника и дикого аспарагуса и умоляла цветы надежно спрятать ее, обещая за это не сжигать и не срывать их». Впоследствии Перигуна родила от Тесея  сына Меланиппа, сын которого Иокс «переселился в Карию, где стал предком Иоксидов, которые не жгли ни тростник, ни дикий аспарагус, но поклонялись им обоим».

Происхождение тростниковой свирели греческий миф связывает с нимфой Сирингой, которая, спасаясь от любовных преследований Пана, превратилась в тростинку, спрятавшись в прибрежных тростниковых зарослях реки Ладон. Не сумев отличить Сирингу от других тростинок, Пан срезал наугад несколько тростинок и сделал из них свирель – сирингс (греч. «свирель»).

 

 

По варианту, изложенному Гесиодом, Прометей принес огонь людям не в стебле фенхеля, а в  полом тростнике: «Неутомимый огонь он украл... Спрятавши в нарфексе полом».

Дж. Фрэзер передает рассказ «о тростнике, произрастающем на острове Скинозе, расположенном южнее острова Наксоса. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая, будучи высушенной, может гореть подобно фитилю. Население использовало этот тростник, чтобы переносить огонь с одного места на другое. ...греки называют это растение нартека, этот же термин мы находим у Аполлодора».

Кельты относились к тростнику как к священному растению. В  средневековых рукописях Мабиногиона из сказании о стране Фонтане мы узнаем, что ложе самого  короля Артура было выстлано свежим тростником, и король сидел на тростнике, застеленном красными и желтыми тканями.

В сохранившемся отрывке армянского мифа  о боге грозы и молнии Вахагне, описываются обстоятельства его рождения и упоминается красный тростник, извергавший дым и пламень: «Небеса и Земля были в муках родин, / Морей багрянец был в страданье родин, / Из воды возник алый тростник, / Из горла его дым возник, / Из горла его пламень возник, / Из того огня младенец возник, / И были его власы из огня, / Была у него брада из огня, / И, как солнце, был прекрасен лик».

Использованные материалы:

  1. Мифологический словарь;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней.