Деревья
Деревья в мифологии
Деревья в мифологии
Воды источника у аркадского города Кинефа, над которым рос платан, считались целебными и помогали укушенному бешеной собакой. Назывался этот источник Алиссон (Исцеляющий бешенство). Еще один знаменитый источник с растущим над ним платаном находился в Коринфике, в Лерне. Это был источник Амимоны, а под платаном, «как говорят, выросла знаменитая гидра». Еще один удивительный источник, связанный с платаном, находился в Мессении под горой Мафией: его воды вытекали из дупла «широковетвистого платана», по этой причине сам источник назывался Платанистон (Платановая роща).
Отслаивание коры делает платан похожим на змею, сбрасывающей свою шкурку. Светлый, гладкий ствол дерева, сбросившего старую кору, смотрится очень красиво и оставляет впечатление возвышенной чистоты. Не случайно платан был священным деревом богини на Крите и в Спарте, к тому же «его листья напоминали зеленую ладонь с пальцами, вытянутыми для благословения». В литературе есть указания, что в Эгейском море на острове Кос рос платан в возрасте 2300 лет со стволом окружностью 18 метров.
Украинцы объясняют наросты на стволе липы тем, что она «все принимает на себя», в том числе и проклятия, которые жены посылают своим мужьям. Естественно, что ветвями липы, вбирающей в себя такую негативную энергию, нельзя бить скот - сдохнет.
В прибалтийских землях липа была окружена почетом. Эстонцы считали ее святым деревом. С молодых деревьев запрещалось снимать кору. Липа изображена на гербе латвийского города Лиепая.
В северном умеренном поясе липа представлена приблизительно 60 видами и пользовалась широкой известностью у немецкоязычных народов. У германцев она посвящалась богине Фрейе, считалась защитой от молнии и служила отличительным знаком местного судопроизводства. В геральдике липа часто представлена стилизованными сердцеобразными листьями. Гербовая фигура «Крест липового листа» имеет форму серпообразно изогнутых веток липы. Липовые листья изображались также на щите или служили украшением на шлеме в ландграфствах Тюрингии и Гессена.
В мифологических представлениях западных и восточных славян в клен (явор) был по заклятию превращен человек. Такое верование указывает на сохраняющиеся тотемические черты в представлениях о клене. По этой причине кленовое дерево-человек не используют на дрова, не делают из него гроб («грешно гноить в земле живого человека") и т.д. В похоронной причети часто обращаются к умершему, называя его «мой явор», «мой сыночек, мой же ты яворочек».
Ветви клена использовались славянами в календарной обрядности. На Тpоицy, в день Божьего Тела и в другие праздники ветками клена украшали дома, воpота. В Белоруссии суббота перед Троицей называлась «кленовой». Представлялось, что в ветвях клена прячутся души умерших. По сербским поверьям клен зазеленеет, если его ствол обнимет невинно осужденный, если же к зеленеющему весной клену прикоснется несчастливый или обиженный человек дерево засохнет.
Рябиновая ветвь считалась сильным оберегом. Сенник, в котором устраивалось брачное ложе, «сваха обходила кругом с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезались какие-то знаки». В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе.
Использовали рябину и в лечебных целях. Захворавшего человека «продевали» сквозь расколотую надвое и связанную в концах рябину или он должен был пролезть сквозь рябиновый куст. "Заговор от порчи, насылки и переполоха" произносили возле рябины, стоящей на муравейнике. Что любопытно, и зубную боль тоже лечили древесиной рябины обязательно растущей на муравейнике.
На севере Шотландии считалось, что пастухи должны срезать ветки рябины в Великий Четверг и вставлять куски веток или листьев в пастушеский посох. Этот посох нужно хранить до следующего Первого Мая: прикрепленный к дверям овчарни, он предохранит овец от болезни до следующего мая. Наибольшую пользу от веток рябины шотландцы стремились извлечь во время праздника Бельтана, потому что существовало поверье, что в именно в этот вечер ведьмы околдовывают скот и крадут молоко у коров. Каждый фермер и батрак зажигал праздничный костер Бельтана, и чтобы противодействовать колдовству, над дверями каждого хлева вывешивались ветки рябины.
В Англии рябину называют горным ясенем, и существует мнение, что скандинавская «кобыла Игга» - ясень Иггдрасиль на самом деле был рябиной, черпавшей свою силу из источника Урд и считавшейся «первородным древом жизни». Кое-где ее называли «ведьминым деревом», однако она же считалась самым действенным оберегом от ведьм. Извозчики и всадники пользовались кнутами из рябины или носили на шляпах рябиновые веточки, чтобы не позволить ведьмам околдовывать своих лошадей, отчего последние могут сделаться непослушными и беспокойными или, наоборот, стоять неподвижно в течение нескольких часов. В Йоркшире даже существовала поговорка: «Если у тебя кнут из рябины, по любому городу проедешь».
Рукоятки маслобоек делались из рябины, чтобы масло сбивалось, и ведьмы не смогли бы его заколдовать. Детей оберегали от ведьм, делая качалки на колыбелях из рябины. Колья, жерди загонов, оси плугов, колышки для закрепления пут, которыми связывают коровам ноги при дойке, - все эти предметы изготовлялись из рябины. На острове Мэн в канун Первого мая, самое опасное время в смысле происков ведьм, к хвостам коров и быков привязывали рябиновые крестики, сделанные без помощи ножа.
Отмечен можжевельник и в Авесте, где сказано, что "люди, поклоняющиеся дэвам», приносили это священное растение к огню". Последователям Заратуштры запрещалось использование можжевельника в качестве обычного топлива.
В армянской мифологии священными растениями считались платан, можжевельник и бригония.
В шумерском мифе о Лугальбанде, отставшем по болезни от своего войска, описывается способ, благодаря которому ему удалось догнать войско: он украшает гнездо и птенца исполинского орла Анзуда ветками священного можжевельника и кормит птенца лакомствами. В благодарность Анзуд наделяет Лугальбанду даром скорохода, что и позволяет тому догнать свое войско.
На Руси можжевельник, называемый также вересом, считался защитой от злых духов, и его ветки освящали в церкви и хранили в доме. В древнем Новгороде приготовляли из плодов можжевельника душистый квас, морс, а по праздникам – хмельной напиток «вересовое сусло». По сообщению. С.В. Максимова в Череповецком уезде был знаменит большой можжевеловый куст, растущий на рыхлом голом песке. «Ясно, - пишет Максимов, - что дерево как будто стоит под особым покровительством какого-то таинственного существа, и за то, вероятно, этот можжевельник сплошь увешивается тряпками и даже полотенцами, на которых нашиты красные или черные крестики». В некоторых областях России существовал обычай метить можжевеловыми ветками "путь при похоронах". Возможно, по этой причине, не разрешалось сажать у дома куст можжевельника: считалось, что это к смерти хозяина.
Наиболее распространён падуб остролистный. В Западной Европе, по берегу моря и в горах, встречается один вид Ilex aquifolium L. — вечнозеленный кустарник до 5 м высотой, с колючими листьями с ярко-красными, светло-розовыми, желтыми или белыми ягодами. Темно-зеленые кожистые листья и ягоды красного, жёлтого, белого, чёрного или оранжевого цвета делают это растение привлекательным для высаживания в садах. Молодые побеги падубов имеют заострённую форму, шипы у растения необычайно острые и сохраняют свою остроту даже на опавших старых листьях.
Мирт (лат. Myrtus) — вечнозеленый кустарник или деревце, цветущее благоухающими белыми, пушистыми цветками. Существует и женская форма названия этого дерева – мирта, возможно, заимствованная из греческого, потому что латынь знает только мужскую форму. В листьях мирта содержится эфирное масло, которое использовали для приготовления благовоний.
Мирт был знаком славы и благодеяний, а миртовая ветвь считалась символом тишины, мира и наслаждения. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением. Мирт часто включают в свадебные букеты. В некоторых странах существует традиция сажать побег мирта в саду, если дочь выходит замуж. «Побег от букета королевы Виктории, который она сажала, будучи еще Осборн, 1840 году, оказался миртом, ветвь которого была в букете леди Дианы Спенсер в день свадьбы с принцем Чарлзом в 1981 году».
Происхождение мирта связывается с нимфой Мирсиной, которой любовалась и восхищалась сама Афина. Однако, когда любимица Афины победила богиню в состязаниях в беге, Афина в пылу гнева убила нимфу. Опомнившись, богиня ужаснулась содеянному и стала молить богов оставить ей хоть какое-то воспоминание о Мирсине. Боги сжалились, и из тела погибшей выросло миртовое деревце.