В Шотландии рябину также почитали как дерево, ограждающее от происков нечистой силы. Из ее древесины часто делали поперечные балки, поддерживающие дымоход, а также части сельскохозяйственных орудий и водяных мельниц. В дни, начинающие кварталы года, в качестве дополнительной меры предосторожности на перемычки дверей клали рябиновые палочки, а над дверями хлева и конюшни вывешивали двойные веточки рябины, перевязанные красной нитью в виде креста. «От рябины да красной нити ведьмы не так резвы», - гласит известная шотландская поговорка. Сделанное из красных ягод рябины ожерелье предохраняло от всякого рода магических опасностей.
На севере Шотландии считалось, что пастухи должны срезать ветки рябины в Великий Четверг и вставлять куски веток или листьев в пастушеский посох. Этот посох нужно хранить до следующего Первого Мая: прикрепленный к дверям овчарни, он предохранит овец от болезни до следующего мая. Наибольшую пользу от веток рябины шотландцы стремились извлечь во время праздника Бельтана, потому что существовало поверье, что в именно в этот вечер ведьмы околдовывают скот и крадут молоко у коров. Каждый фермер и батрак зажигал праздничный костер Бельтана, и чтобы противодействовать колдовству, над дверями каждого хлева вывешивались ветки рябины.
В алфавите друидов рябина означала букву «L» (luis) и считалась деревом жизни. Друиды использовали ее древесину и ягоды в магических целях. "Круг, застеленный бычьими шкурами и огороженный плетнем из рябиновых веток, друиды использовали как последнее средство, чтобы заставить демонов отвечать на трудные вопросы... В Древней Ирландии костры из рябины зажигались друидами противостоящих воинств, и заклинания, которые произносились над ними, должны были призвать духов на помощь в битве". Рябина считалась действенным оберегом от призрака умершего: ирландцы вонзали рябиновую палку в труп, чтобы обезвредить призрак. Сколь велика была вера в магическую силу рябины показывает эпизод из сказания о Кухулине. Как известно, его священным животным была собака, и ведьмы, чтобы погубить Кухулина, зажарили собаку на рябиновых ветках.
В кельтской мифологии рябина считалась магическим деревом, а ее ярко-красные ягоды - "пищей богов". Именно так описаны ягоды рябины вместе с орехами и яблоками в сказании о Диармунде и Грайне. В ирландском сказании о Фраоте ягоды волшебной рябины, которую стережет дракон, могли заменить девять трапез. Но этим не исчерпывались волшебные свойства рябины: ее ягоды лечили также раненых и добавляли год к жизни человека. Повсеместно ягоды рябины использовались в качестве амулета, защищающего от злых духов и колдовства.
Использовалась рябина и для предсказаний, о чем свидетельствуют рябиновые заросли на Рюгене и других янтарных островах Балтийского моря, где когда-то были оракулы. Отмечено соседство рябины с каменными кругами. На середину месяца рябины - 2 февраля - падал один из важных кельтских праздников, ныне известный как Сретение. День 2 февраля был "первым из четырех дней, в которые британские ведьмы справляли свои шабаши. Остальные приходились на канун мая (Вальпургиева ночь), праздник урожая (2 августа) и канун Дня Всех Святых, когда год подходил к концу. Эти дни соответствуют четырем великим ирландским праздникам огня". В Ирландии и Шотландии этот день был посвящен кельтской богине Бригите, имя которой происходит от ирл. barr, валлийск. bar – «вершина», и священный огонь в этот день разжигали рябиновыми дровами. Рябина являлась символом богини и считалось исключительно эффективным средством для снятия любых колдовских чар. В ирландских легендах на «северной рябине» росли ягоды бессмертия, а само дерево охранялось великаном из племени фоморов с одним горящим глазом в центре лба».
В Швеции рябина, росшая на высокой горе или стене из семени, оброненном птицей, назвалась «летучей». Из такой «летучей рябины» шведы изготовляли волшебный прут, с помощью которого, как считалось, можно обнаружить клад. Срезать такой прут нужно было в сумерки между третьим днем и третьей ночи после Благовещенья, чтобы рябина не лишилась своей магической силы, и при этом нельзя было пользоваться железным или стальным инструментом. Кроме того, рябина ни в коем случае не должна была касаться земли. В Швеции и Эстонии в день св. Георгия, когда скот впервые после зимовки выводят в поле, пастухи, получив плату, втыкали свои рябиновые посохи в земли и шептали молитвы.
В Финляндии 1 мая был Днем Ведьмовской Рябины, праздником богини Рауни, связанной с горным ясенем или рябиной. Считалось, что ветка рябины предохраняет от злых духов.
Использованные материалы:
- Барбара Уокер, Символы, сакралии, таинства;
- Р. Грейвс, Белая Богиня;
- Энциклопедия суеверий;
- Д.Дж. Конфей. Мистерии и магия Луны;