В русской легенде краснота коры ольхи объясняется следующим образом. При сотворении мира дьявол из зависти к Богу создал волка, но не сумел его оживить. Волк ожил по Господней воле и накинулся на дьявола, который, спасаясь от зверя, влез на ольху. Однако волк успел укусить его за пятку, капля дьявольской крови попала на ствол дерева, и вот с тех пор у ольхи красная кора.
Согласно дpyгой легенде, Бог создал овцy, а дьявол - козy . Желая похвастаться своим успехом, дьявол потащил козу к Богу за хвост. По доpоге коза выpвалась y дьявола и спpяталась за ольхy. С тех поp y коз нет хвоста, а коpа ольхи от кpови козы стала кpасной. Верили, что ольха оберегает поля от непогоды, и ее ветки втыкали по краям поля. Кроме того, считалось, что вода, которая омывает корни ольхи, предохраняет от многих недугов.
В саамской мифологии известен образ Лейб-ольмая («ольховый человек»), от которого зависела охота и промысел.
Магический характер имела ольха в представлениях коряков. Во время устраиваемого осенью праздника кита, описанного В.А. Йохельсоном, в то время как часть женщин танцевала, несколько женщин, в числе которых находились жена и сестры владельца сетей, «взяли ветки ольхи и связку жертвенной травы и, нашептав заклинание, положили их в рот белого кита». Йохельсон не сомневался в том, что это была жертвенная еда, однако значение веток ольхи коряки так и не смогли ему объяснить. Все объяснения сводились к тому, что «так делали наши праотцы», что свидетельствует об очень древних корнях почитания ольхи.
В доказательство извечности этого обычая коряки приводят следующее сказание: «Создатель сказал: «Я добуду белого кита в качестве пищи для моих детей». – Он пошел и достал его. Затем он сказал: «Я пойду за ольховой веткой». Он пошел и принес ветку. Он принес ветку для кита. Позднее он опять достал белого кита; опять он принес ольховую ветку. Так он делал всегда, и так он охотился всегда».
В одном из нивхских мифов «Горный человек посещает нивха и просит его рубить только ольху на дрова, иного огня он боится». Нивхи амурского сел. Кальма разводили огонь у родовой лиственницы на медвежьем празднике «ольхой, специально привезенной из леса». Существовало представление о том, что пока убитый сородич не отомщен, его душа летает и не может уйти в страну мертвых. С этой целью из ольхи изготовлялся «тахч – изображение птицы, символического мстителя убийце». Из ольхи или из тальника перед убиением медведя, а также перед убиением собак вырезали звериные изображения одного самца и двух самок.
В традиции эвенков, опасавшихся покойников, которые могут выбраться из нижнего мира и превратиться в злых духов неви, было принято тотчас после погребения менять место стойбища. «Соорудив чум на новом месте, вырубали ольховую палку и клали ее на порог, чтобы усопший не мог переступить порог и войти в чум». Позднее шаман рода совершал камлание, чтобы отвести телесную душу умершего в страну мертвецов.
Использованные материалы:
- Филиппа Уэринг, Популярный словарь примет и знамений;
- И.С. Гурвич Корякские промысловые праздники //Сибирский этнографический сборник IV. Очерки по истории, хозяйству и быту народов Севера;
- А.Б. Островский. Мифология и верования нивхов;
- А.Ф. Анисимов. Религия эвенков.
Похожие статьи