Ненецкое предание о потопе связывает потоп с березой, у которой было семь ветвей и семь корней. Люди поклонялись этой березе и приносили ей жертвы. Но корни ее стали гнить и, когда сгнил последний корень, дерево упало. Из его ствола хлынула кровь, в которой воплотился священный огонь, а затем – поток воды, поглотивший все реки.
В развернутом варианте это предание связывает чередование периодов жары и потопа со спором между Нумом и его вечным соперником Нга. «Этот спор и вызывает столкновения, в которых гибнет земля, скрывается Солнце в темнице Нга, рождается и умирает человек". Ритм этих повсеместных столкновений различен: через каждые семь десятков лет в тундру приходит большая жара, а через каждые две тысячи лет приходит большой потоп, чтобы все уничтожить. Этот потоп посылает Хэбидя Хо Ерв (Хозяин Священной березы), единственный дух, с которым не в силах совладать даже сам Нум. Он живет в дупле семиствольной березы. Через каждые две тысячи лет он поднимает свою березу, и из-под нее корней разливается по земле вода великого потопа. Люди гибнут, затем они появляются вновь и живут две тысячи лет.
Береза выступает Мировым Древом в посвящении одного ненецкого шамана, которое произошло в то время, когда он заболел ветряной оспой и пролежал два дня без сознания. К нему явились мышь и горностай и повели будущего шамана сначала в Ад, затем в страну шаманок, затем «его занесло на берег Девяти Морей. Посреди одного из них был остров, в центре которого возносилась до Неба молодая береза. Это было Древо Господина Земли. Возле него росли девять трав – родоначальники всех растений, растущих на земле». Господин Древа принял человеческий облик и, высунувшись по грудь из ствола, велел будущему шаману взять упавшую с дерева березовую ветвь с тремя разветвлениями и сделать из нее три бубна, которые должны были охраняться тремя женщинами, на которых он должен был жениться. Один из этих бубнов должен был использоваться при родах, другой – для исцеления больных, а третий – для поиска затерявшихся в снегах людей.
Селькупы почитали березу за белоснежный ствол и светлую крону «как светлое дерево», связанное с небом, солнцем, жизнью. У селькупов прежде было «предание… о происхождении человека из развилки березы. Ныне оно забыто, но память об этом ее значении сохранилась в роли березовой развилки при изготовлении шаманского бубна. В мифологических представлениях селькупов на юге, на самом «верху» находилось жилище Жизненной старухи. Это она давала новорожденному березу для первой люльки, и она же давала умершему кедр для последнего пути. Мелкие березовые стружки служили перевязочным материалом при ранениях и пеленками для детей. Сгнившую древесину клали в люльки новорожденных. Верили в особую власть березы над злыми духами и даже стихией: во время грозы махали берестяными флажками, чтобы молния «не попала, куда не надо». На березы и лиственницы вешали светлые ленты - Нуму, на кедры – темные для Тэтты Имиля — «Старухи Земли».
Жертвенные деревья селькупов назывались коссыль по. Среди них особое значение придавалось березе: “Береза с подарками называется коссыль ка. Ломать ее ветки нельзя”. Считалось, что на седьмом ярусе неба росло 7 деревьев. Три из них принадлежали «Орлиной половине» селькупов, три другие – «Кедровке половине». Между ними стояло седьмое дерево, общее для всех групп селькупов – «небу жертвенное дерево». Это была береза.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. II;
- Полуэктов А.А. Космогонические представления народов северного Урала;
- Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза;
- Л.В. Хомич. Представления ненцев о природе и человеке//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.