Черемуха в мифологииЧеремуха – деревце или куст, цветущие душистыми белыми цветами в мае (в апреле-июне в зависимости от региона). Зацветание черемухи означает конец зеленой весне и начало пролетья. Плоды созревают в июле—августе.

Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что плоды черёмухи использовались человеком еще в палеолите. Зрелые плоды едят свежими, а порошок из сушеных плодов используют в качестве начинки. Цветки, плоды и кору черемухи используют в лечебных целях.

Черемуха растет только там, где к поверхности близко подходят грунтовые воды - по берегам рек и озер, по оврагам и опушкам. Листья черемухи выделяют в воздух особые вещества, убивающие микробов и оздоровляющие атмосферу.  Летучие фитонциды черёмухи обыкновенной в первые же минуты убивают мух, комаров, слепней, мошек.

 

 

Белые цветы черемухи символизируют девственную чистоту. У восточных славян черемуха считалась священным растением, и ее старались садить возле дома. В марийской традиции запрещалось ломать ветки деревьев во  время цветения. Особенно неприкосновенными считались черемуха и рябина.

У гиляков (нанайцев) порубка черемухи приравнивалась к убийству человека. Нанайцы и  удэгейцы когда-то оттискивали на лепешках из черемуховой муки узоры, передававшие змей, лягушек, жаб, которые, по их словам, символизировали их далеких предков, оказавших помощь сородичам в борьбе со злыми духами. До нашего времени у нанайцев «сохранился реликт древнего ритуала  плодородия  - пекутся обрядные лепешки из черемуховой муки с изображением змей».

Селькупы считали черемуху  (мюгэ) деревом, связанным с миром духов. "В быту из черемуховой сарги делали веревки, из развилок черемухи – делали концы луков. В фольклоре герой сказки по черемуховой веревке спускается в подводный мир».

 

Использованные материалы:

  1. А.П. Окладников. Петроглифы Нижнего Амура:
  2. Т. Митиенко. Давний Восток//Альманах «Статус-кво» http://www.statusquo.ru/673/article_782.html;
  3. Е.Д. Прокофьева. Старые представления селькупов о мире//Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и севера (вторая  половина XIX – начало XX в.).