Смоковница играла важную роль в очистительных обрядах. Так, греки, проживавшие в Малой Азии, в случае эпидемий чумы и прочих бедствий приносили очистительную жертву, для которой «находили какого-нибудь урода или калеку, чтобы тот принял на себя все напасти. Ему давали съесть сушеные фиги, буханку ячменного хлеба и немного сыра. Потом под мелодию на флейтах его били семь раз по гениталиям корневищем морского лука, веткой фигового дерева, или других дикорастущих растений. После этого его сжигали, а пепел выбрасывали в море».
В июне в Греции и Малой Азии проводилось искусственное опыление культурных фиговых деревьев, для чего на них развешивали связки диких каприфиг. Поэтому главной целью весенних Таргелий было сообщение плодородия фиговым деревьям, обновление энергии природы. Человеческие жертвы на Таргелиях в качестве искупителей чужих грехов стали выступать позже. Роль жертвы играл, как правило, преступник, которого «водили по улицам, кормили, затем пороли зелеными ветками и наконец изгоняли или убивали». Со временем жертвы, если они не были обреченными на казнь преступниками, а бродягами или опустившимися людьми, стали просто изгоняться.
Плоды смоковницы занимали почетное место на Иресионе - ветви с листьями, к которой вместе с фигами были привязаны караваи хлеба, чаши с медом и маслом. Иресиону носили в процессиях поздней осенью, во время праздника сбора фруктов – Пианопсий. «Этот шест нес мальчик, у которого отец и мать были живы, а затем шест устанавливали перед храмом Аполлона или перед дверями частного дома. Там он оставался, пока не высыхал настолько, что мог загореться». На о-ве Самос мальчики с Иресионой ходили по домам, распевая песню, в которой желали хозяевам богатства, радости и мира, получая за это подаяние.
На о. Родос в древности существовал город Камирос, названный по имени одной из дочерей Даная – Камиры. На монете этого города, которая датируется ок. 550 г. до н. э., изображен лист фигового дерева. Из греческого мифа известно, что Данай вместе со своими дочерьми бежал из Египта в Аргос, сделав остановку на о. Родос. Именно его дочери принесли из Египта мистерии Деметры, называемые Фесмофориями («обязательные жертвоприношения»), и обучили им по прибытии на Пелопоннес пеласгийских женщин.
В Древнем Египте существовала развитая культура выращивания смоковниц. Более чем за 2500 лет до н. э. египетские мастера изображали на барельефах уборку урожая фиг. Знаменитое дерево египетской мифологии – сикомор или сикомора, священное дерево богинь неба Нут и Хатор (Хатхор), являлось разновидностью средиземноморской смоковницы. Хатхор часто принимала образ этого дерева. Выступая из ветвей сикоморы, богиня поила души умерших живительной влагой в загробном мире.
Имя Хатхор означает «дом Гора», и в Книге мертвых так говорится о Горе: "Я лечу как сокол и опускаюсь на прекрасную сикомору, расположенную посреди озера". Священная сикомора росла в городе Гелиополе и бог Ра в образе огненно-рыжего кота, победив огромного разноцветного змея, именно под этим деревом отрезал ему голову. В Книге мертвых раскрывается связь сикоморы с солнечным культом. Сказано, что на восточной стороне неба растут две сикоморы – деревья жизни и бессмертия, через которые должно пройти солнце, чтобы достичь точки восхода. Умерший фараон тоже должен был переплыть на восточную сторону неба, чтобы там возродиться и взойти в ладью Ра. (См. Сикомора).
Использованные материалы:
- Мартин Нильсон. Греческая народная религия;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Мифология. Большой мифологический словарь;
- Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта.