Смоковница в мифологииВ Палестине смоковница плодоносит три раза в год, и именно это дерево древние евреи провозгласили  царицей остальных деревьев: «И сказали дереву смоковнице: иди ты, царствуй над нами» (Судей 9:10). 

Смоковница и виноградная лоза стали  символами изобилия библейской земли. В Талмуде так сказано об этом: Однажды Бар Иехезкель увидел козу, пасущуюся под смоковницей, и молоко изливалось из нее, и мед вытекал из плодов, и смешивалось одно с другим, и сказал он: "Вот земля, текущая молоком и медом" (см. Ктубот 111б).

В апреле на ветвях смоковницы появляются т. н. «ранние смоквы» (евр. паггим), которые символизируют конец зимы. Эти плоды не очень сочные, но их употребляют в пищу, т.к.  других фруктов это время года нет.  В начале лета на том месте, где висели ранние смоквы, образуются сочные смоквы, поспевающие к концу мая – началу июня. Эти летние смоквы (евр. биккура) очень вкусные, но храниться долго не могут. Наконец, к концу лета поспевают т. н. «поздние смоквы» (евр. теэна), самые вкусные, которые едят в свежем   виде и засушивают, храня их в связках.

 

 

Поскольку древесина смоковницы пористая, ее используют только как топливо. Вся ценность дерева – в его плодах, которые созревают  в разное время, поэтому для сбора смокв не нанимают сезонных рабочих, и еврейский закон не требует оставлять на смоковнице часть плодов для бедных. «Хозяина связывают с его смоковницей особые, почти личные отношения, не допускающие вмешательства посторонних, он должен сам подойти к дереву, прикоснуться к нему, и смоковница, словно откликаясь на его заботу, словно по собственной воле дарит ему свои плоды».

Эта способность практически круглогодичного плодоношения (Оксфордская Библейская Энциклопедия утверждает, что плодоношение продолжается 10 месяцев) сделала смоковницу символом не только мира и изобилия, но и мудрости. Мудрецы связаны с Торой подобно хозяину, связанному со своей смоковницей, тоже особыми отношениями. Сама  Тора подобна смоковнице, потому что как на смоковнице «во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод», так и в словах Торы – «во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл (Эрувин 54а,б).

«Найти новый смысл в старых, о другом, казалось бы, сказанных словах, можно во всякое время - было бы только желание, так же, как во всякое время на смоковнице можно отыскать спелый плод. "Не одновременно созревают они, - поясняет Раши в своем комментарии, - но немного - сегодня, немного - завтра, и во всякое время можно есть их"». Множество заученных текстов, все, что хранится в памяти, в соответствующий момент "обязательно оживет... станет живой плотью, спелой мякотью плода. Как сказано: Стерегущий смоковницу будет есть плоды ее (Притчи 27:18".  

 

Использованные материалы:

  1. А.Львов. Загадочная смоковница //"Новая еврейская школа" №6, 1999 http://lvov.judaica.spb.ru/teana.shtml