Древнее захоронение в позе эмбрионаПредставления о загробном мире начали  складываться с глубокой древности, и у разных народов со временем приобрели некоторые отличия, обусловленные различными факторами. Однако при всем разнообразии этих представлений, все они сводились к одному – умирая, человек как бы «переходил» незримую черту, отделяющую мир живых от некоего таинственного мира, в который его вела смерть. Опираясь на непосредственно наблюдаемые явления, сопровождавшие и следовавшие за смертью человека, архаическое мышление неизбежно должно было придти к выводу о существовании «загробной жизни». Смерть проявлялась, прежде всего,  в неподвижности и бездыханности тела, лежащего перед глазами. Вероятно, первоначально члены группы просто оставляли труп, потом начали прикрывать его камнями или ветвями. Однако, исчезнувший с глаз умерший, время от времени продолжал  являться в сновидениях, и это не могло не озадачивать  палеоантропов.

Краткий экскурс в историю развития биологического вида Homo может приоткрыть завесу над тем, когда и в каких условиях могли сложиться представления о загробном мире.  Уже находки в пещере Чжоукоудян дали свидетельства тому, что  так называемый пекинский человек примерно 400 тыс. лет назад умел не только сохранять огонь, но и разводить его. Однако он еще не делал различия между дичью, на которую охотился, и человеком – об этом свидетельствуют результаты раскопок: каннибализм был делом обычным. Во Франции были обнаружены убежища в пещерах, представлявшие собой палатки из шкур. Сооружены они были около 150 тыс. лет назад. Удивительным было то, что  у входа в каждую из палаток лежал череп волка: «Поскольку все черепа во всех жилищах находились в точности на одном и том же месте, их нельзя считать просто костями в куче отбросов. Вне всякого сомнения, они имели  какое-то определенное значение. ...Можно было бы предположить, например, что эти кочующие охотники, покидая на время свои убежища, оставляли волчьи черепа в качестве магических стражей».(1) Специально положенные волчьи черепа, безусловно, свидетельствуют о каких-то вполне определенных представлениях, но сегодня нам остается только строить предположения о том. какого характера они были. Необозримая пропасть времени пролегла между представлением о волке, череп которого "охранял" временно оставленное жилище, и Волке – хозяине и охранителе этрусского загробного мира, но, возможно, во Франции были найдены первые свидетельства возникновения связи между  образом волка-охранника и загробным миром...

 

Примерно 120 тыс. лет назад закончился период похолодания и на 50 тыс. лет наступило относительное потепление. Археологические данные свидетельствуют о появлении в это время человека более высокого уровня развития. Это был неандерталец. И тут мы начинаем получать свидетельства уже развитых представлений о продолжении существования после смерти. Немецкий психолог Ф. Кликс делает следующее заключение на основании анализа  наглядно-образной памяти, объема черепной коробки и речевого аппарата неандертальцев: «Как бы там ни было, нужно признать, что у неандертальцев, по-видимому, существовало представление о "загробной жизни". Погребения своих сородичей они обкладывали камнями, что служит веским аргументом в пользу гипотезы о существовании традиций и самосознания». (2) 

Мы не знаем  ни как представляли себе неандертальцы загробный мир, в котором пребывала та тень человека, тот его «двойник», который являлся в сновидениях, ни как они его называли,  но археологические данные подтверждают существование у палеоантропов определенных понятий, связанных с жизнью, смертью и существованием иной реальности. Становится ясно,  что к пониманию первого и вечного противостояния всего сущего в природе – Жизни и Смерти – человеческое  мышление добавляет «третий член этой изначальной оппозиции: «Жизнь после Смерти».  Эта идея проявляется в «возникновении различных форм и способов обращения с телом умершего» и в «открытии (построении) ПОТУСТОРОННЕГО МИРА – одной из самых ранних и самых фундаментальных космологических моделей». (3) Неандертальцы  в этот период перешли к захоронению своих умерших или погибших собратьев, а это говорит о стремлении продолжить существование человека. «Погребение как бы утверждает, что какой-то важнейший компонент человеческой жизни – назовите его душой или еще как-нибудь - не поддается гибели и продолжает существовать после смерти где-то еще в некой иной форме».(1)

В пещере Ла-Шапель-о-Сен обнаружилось явное свидетельство неандертальского погребального обряда. На грудь охотника, тело которого было уложено в неглубокую ямку, была положена нога зубра, а выемка заполнена разбитыми костями животных и кремневых орудий. «Все эти разнообразные предметы просто напрашивались на то, чтобы в них усмотрели снаряжение и съестные припасы для жизни за могилой – ведь очень многие  народы погребали на заре истории мертвецов с едой, оружием и всякой утварью».(1) Подобных неандертальских захоронений обнаружено достаточно много, в том числе и на склоне горы Кармель. Там в одном из захоронений мужчина прижимал к груди челюсти огромного кабана. Но одно из самых поразительных открытий было сделано в пещере Тешик-Таш, в горах Узбекистана. Это было захоронение неандертальского мальчика: «Его могилу, правда, разорил какой-то зверь, но она сохранила интригующие признаки погребального обряда.  Шесть пар козлиных рогов, все еще соединенных костью, были вкопаны в землю вокруг могилы, образуя грубое подобие кольца».(1).  Описывая это захоронение, советский академик А.П. Окладников заключает: "Это неопровержимо свидетельствовало о том, что здесь был уже разум, логический план действий, целый мир представлений, который стоял за этим действием".

Все раскопанные на сегодняшний день захоронения неандертальцев свидетельствуют об уже  сложившихся определенных взглядах на «загробную жизнь». Особенно впечатляет неандертальское захоронение, обнаруженное  в 1960 году в пещере Шанидар среди суровых Загросских гор на севере Ирака. В ходе раскопок было обнаружено девять неандертальцев, часть которых, по-видимому, погибла при обвале свода пещеры. В самой ее глубине, в слое  древностью около 60 тысяч лет, находилась могила человека с проломленным черепом. Исследование образцов грунта показало наличие такого количества цветочной пыльцы, которое «превосходило всякое вероятие». Пыльца принадлежала  многим видам ярко окрашенных цветов, некоторые из которых и сейчас используются жителями Ирака в качестве лекарственных средств.  Обряд, при котором покойника  буквально засыпают цветами, должен иметь какой-то смысл.  В историческое время цветы служили символом воскресения и с этой целью их возлагали на могилы. Остается только гадать, какую роль им отводило  архаическое мышление палеоантропов. Однако само проведение погребального обряда уже говорит о многом. Завершая обзор неандертальских захоронений, Дж. Констэбл заключает: «В настоящее время следующие одно за другим открытия показывают, что эти древние люди заслужили честь считаться авангардом человечества, ибо они положили начало многим видам деятельности и верованиям, которые принято считать исключительно человеческим. ...многие животные словно бы испытывают что-то вроде скорби, когда смерть настигает их близких. ...Но только человек способен предвидеть смерть заранее, признавая ее неизбежность, страшась ее, не желая смиряться  с ней, призывая на помощь веру в загробную жизнь. Погребение мертвых является, в частности, выражением такой веры».

 

 

Использованные материалы:

  1. Констэбл Дж. Неандертальцы;
  2. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого мышления;
  3. Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения;
  4. Окладников А. П. Утро искусства;