В истории некоторых народов известна практика так называемой добровольной смерти. Иногда этот обряд был связан со смертельно больными людьми, но чаще – с одряхлевшими по старости. Обычаи "добровольной смерти" известны, в частности, у эскимосов, чукчей и коряков: человек, будучи больным, старым, немощным или желая умереть от горя, бедности и других причин, просил родственников либо друзей убить его копьем, ножом или задушить ремнем. Считалось, что души умерших естественной смертью или добровольно ушедших из жизни попадали на верхнее небо. Однако у других народов в большинстве случаев человек инстинктивно пытался сохранить свою жизнь и сопротивлялся смерти насколько хватало сил.
Возможно, существовавший в средние века на Сардинии обычай "укорачивать долгую агонию безнадежно больных старых людей, убивая их", может пролить свет на происхождение представлений о специальных "посланцах смерти", исторгавших душу из тела. В безнадежных случаях на Сардинии нанималась женщина, называемая accabadora, или finitrice (буквально - приканчивающая). "Указание на бытование на острове упомянутого обычая в середине XVIII в. содержится у автора середины XIX в. аббата В. Ангуса, который к тому же добавляет: "Воспоминание об этих ужасных фуриях еще живо в Бозе...". (1)
В греческой мифологии известен образ эринний, беспощадно отнимавших душу у человека. Если же душу умершего не переносили на тот свет эринии, то это делал Танатос, бог смерти, культ которого существовал в Спарте. "В европейской литературе и искусстве он изображается серьезным юношей с крыльями и потухающим или потухшим факелом в руке. В античности он изображался с негативным оттенком, и это значило, что даже боги его ненавидели". (2) У Танатоса железное сердце, и он - единственный из богов, который не любит даров. В трагедиях он изображался в темном плаще, с крыльями и разящим мечом. Еще один образ греческой мифологии, имевший отношение к препровождению душ умерших в царство мертвых, это - Гермес. Как проводник в мир мертвых, связник между мирами, Гермес оказывался наделенным чертами подземного божества. Об умершем говорили: «Его душу исторгнул Гермес». (3)
Смерть или ее посланцы могли являться незваными в любое время суток и времени года к человеку любого возраста. Когда-то их роль играли вредоносные духи болезней и злобные духи, вселявшиеся в свирепых зверей, несущих гибель человеку, но с тех пор, как мир мертвых возглавил его владыка, посланцы смерти, во-первых, стали являться людям по его приказу, а, во-вторых, сменили зооморфный облик на антропоморфный. Следы представлений о зооморфном посланце смерти сохранились в иранской мифологии: демон смерти Насу (авест. «труп»), «отвратительная трупная муха», прилетал с севера за душой умершего. Правоверные зороастрийцы верили, что этот демон прилетал не только завладеть душой. но и осквернить тело («Видевдат» 7,2; 8,71). Родственники умершего должны были противодействовать Насу, распевая священные тексты и произнося вслух имена Амеша Спента. Наиболее действенным средством против Насу считался взгляд «желтой четырехглазой [с пятнами над глазами] собаки», священного животного у последователей маздаясны («Видевдат» 8. 16-18).(4) Любопытно, что в мифологических представлениях папуасов маринд, эта роль отводилась тоже мухе: «после смерти за духом умершего является дема-птица Симб в виде мухи». (5)
Болгары праздновали 8 ноября по старому стилю день св. Рангела, одного из шести братьев, "разделивших между собой функции на небе. земле и в мире вообще. Святому Рангелу достались мертвые души ("мъртвите души" - души умерших людей) - он их вынимает из тел. Его зовут поэтому Свети Рангел Дешевадник и празднуют его день как день мертвых, чтобы смерть была легкой, чтобы он легче изымал душу".(8) В марийской мифологии душу из тела умирающего исторгает посланник владыки загробного мира Киямата Азырен - «смерть» или «ангел смерти», ближайший сотрудник Керемета. Он представлялся то стариком, то средних лет мужчиной, с огромными, горящими огнем глазами и с большим ножом в руках. Марийцы ставили три свечи у изголовья умершего: одна - Киямату, другая - его помощнику, третья - умершему.
В иудаизме ангел смерти, выполнявший аналогичные функции, носил имя Малах га-мавет (евр. mal'ak ha-mawet, «посланец смерти»). Его тело было покрыто бесчисленными глазами. Согласно Талмуду он невидимо перерезает горло умирающему, по другому варианту он становится у изголовья больного с обнаженным мечом, на острие которого висит капля желчи. От страха больной открывает рот и умирает от упавшей ему в рот капли. Образ Малах га-мавета оформился только в талмудической и агадической литературе. Его прообразами представляются ветхозаветные «ангелы-истребители» (2 Царств 24, 16; 1 Парал. 21, 15), перешедшие в Апокалипсис и «первенец смерти» из книги Иова: «съест члены тела его, съест члены его первенец смерти» (Иов, 18:3).
В мусульманской мифологии имя ангела смерти – Азраил. "Предание описывает его как невероятно огромное существо, восседающее на престоле из света; все тело его состоит из глаз и языков, число которых равно числу людей, живущих на земле. Азраил знает судьбы людей, но не знает срока кончины каждого. Когда этот срок наступает, с дерева, растущего у трона Аллаха, слетает лист с именем обреченного, после чего Азраил в течение сорока дней должен изъять душу из тела этого человека". (6) В легендах он представляется не только с телом, состоящим из глаз, но и с четырьмя лицами и четырьмя тысячами крыльев. В Коране, как и в хадисах, имя Азраила не упоминается, вместо него стоит имя Malaikat al-Maut (Маляк аль Мовт), дословно переводимое как ангел смерти. Он упоминается в следующем аяте: «Ангел смерти, который приставлен к вам, упокоит вас, а потом вы вернетесь к своему Господу» (32: 11). Маляк аль-мовт руководит множеством ангелов, которые помогают ему выполнять его функцию. Души умерших неверных забирают ангелы под названием «Назтат», а праведников-мусульман - «Нашитат». О них упоминается в аятах Корана: «Клянусь ангелами, исторгающими [души неверных] с силой. Клянусь ангелами, извлекающими [души верующих] с жалостью» (79: 1-2)».(7) Согласно мусульманским представлениям, после смерти два ангела - Мункар и Накир являются в могилу и вопрошают людей об их вере. В исламских старинных источниках ангел смерти описан с обожанием и благоговением. Евреи, напротив, представляют Азраила воплощением всякого зла, которое не всегда может быть связано со смертью.
Христиане ангелом смерти иногда именуют архангела Гавриила, поскольку именно он передал Деве Марии весть о ее кончине.
Использованные материалы:
- Красновская Н.А. Происхождение и этническая история сардинцев;
- Генс Бидерманн. Энциклопедия символов;
- Мифологический словарь;
- Мифология. Большой энциклопедический словарь;
- Мифы и предания папуасов маринд-аним;
- Энциклопедия мистических терминов;
- Исламский энциклопедический словарь, А. Али-заде;
- Толстой Н.И. К реконструкции семантики и функции некоторых славянских изобразительных и словесных символов и мотивов//Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры.