В германо-скандинавской мифологии после гибели богов настает день конца света - Рагнарёк, тьма или сумерки богов (от regin, род. п. мн. ч. ragna, лат. deus, potestas, бог, власть и röckr, сумерки, тьма). Верховные боги добра – асы сойдутся в последней битве с силами зла - богами зла и  хтоническими чудовищами. Этой последней битвы предшествовали эпоха мира, эпоха, когда были введены разные общественные уклады, эпоха увеличения насилия и эпоха 3-хлетнего владычество брани и убийств:  "Братья начнут / биться друг с другом, / родичи близкие / в распрях погибнут; / тягостно в мире, / великий блуд, / век мечей и секир, / треснут щиты, век бурь и волков / до гибели мира; / щадить человека /человек не станет". Затем на три года наступит зима с суровыми ветрами и нестерпимыми холодами.  Это время Эдда называет волчьим. Два волка поглотят солнце и месяц, тогда затрубит в свой рог Хеймдаль, страж богов, созывая асов на битву с силами зла. Происходят землетрясения и море заливает землю: "Ёрмунганд гневно / поворотился; / змей бьет о волны". С юга надвигается Сурт "с губящим ветви", т.е. с огнем, "рушатся горы... в Хель идут люди, расколото небо".

 

Боги сражаются со своими противниками - Один схватился с Волком Фенриром, Видар сражается "со зверем трупным" и поражает его мечом, а Тор сражается с великим змеем Ёрмунгандом и поражает его, но, сделав девять шагов, сам умирает от его яда. Хеймдалль сойдется в схватке с Локи, пес Гарм – с Тюром. К концу битвы Суртур (черный), владыка огня, низлагает Фрейра и огонь охватывает землю: "Солнце померкло, / земля тонет в море, / срываются с неба / светлые звезды, / пламя бушует / питателя жизни, / жар нестерпимый/ до неба доходит".  После гибели мира Бальдр и его убийца – слепой бог Хёд и вместе с ними дружины воинские получают возможность начать новую жизнь в новом райском царстве Гимле - "вечное счастье / там суждено им", а земной мир возродится: "вздымается снова, / из моря земля, / зеленея как прежде... Заколосятся хлеба, / зло станет благом...". (1)

Конец света часто связывается с затмением луны. А.Н. Афанасьев  приводит следующие примеры: "На Украйне есть  поговорка "як буде мисяц чернец (т.е. затмится), то буде й свиту конец" (Номис, 2), а французская народная песня называет кончину вселенной - временем, когда зубы волка схватят месяц... По кельтскому преданию, разрушение вселенной последует тотчас за гибелью двенадцати знаков зодиака(Архив ист.-юридич. свид., II, ст. Бусл., 54)".

В русском народном стихе  конец мира рисуется таким образом: "Протечет Сион-река огненная, / От востока река течет до запада; / Пожрет она землю всю и каменье, / Древеса и скот, и зверьев, и птицу пернатую. / Тогда месяц и солнушко потемнеют / От великого страха и ужаса / И звезды спадут на землю, / Спадут они, яко листья с древов; / Тогда же земля вся восколеблется... То же говорит и скопческое пророчесиво: "приходит последнее время: земля и небо потрясется, частые звезды на землю скатятся..." (Иссл. о скопч. ереси Надежд., приложения, 115)". (2)

В Смоленской губ. существовало поверье, что Луна и Солнце созданы чертом для того, чтобы сжечь созданный богом мир. Тогда бог, чтобы спасти его от уничтожения, залил Луну водой. Однако, говорит легенда, когда наступит Конец Света, Луна снова должна разогреться и превратить землю в "пещь огненную, и зачнет дьявол мучить грешников мукой мучною".

Существует и южнорусское сказание о конце мира, связанное со звездным небом: "...в созвездии Большой Медведицы видят запряженных коней (Воз); черная собака каждую ночь силится перегрызть упряжь и через то разрушить весь строй мироздания, но не успевает в своем пагубном деле: перед рассветом побежит она к студенцу, чтобы утолить жажду, а тем временем упряжь снова срастается. Рассказывают и так: есть на небе три сестрицы-зоряницы (вечерняя, полуночная и утренняя), приставленные сторожить пса, который прикован у Малой Медведицы на железную цепь и всячески старается перегрызть ее; когда цепь будет порвана - тогда и кончина мира". (2) 

Использованные материалы:

  1. Старшая Эдда;
  2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.