В монгольской мифологии конец света тоже связан со сменой эпох. Первым управителем мира по праву старшинства был Шиги. "Время его правления было самое блаженное: люди жили по десяткам тысяч лет среди покоя и радости, не возмущаемые ничем, самые стихии находились тогда в постоянной гармонии друг с другом и умножали счастие обитателей земли. При последующих пяти правителях, мир мало помалу начал клониться к упадку, так что при воцарении седьмого — современного нам, — Шигемуни, люди стали жить не более ста лет и сделались игралищем своих страстей". По истечении пятидесяти тысяч лет время жизни человека уменьшится до десяти годов и люди при этом "не будут отличаться от бессловесных животных".

 

Следующим правителем и основателем новой полубожественной династии будет Майдари. Он будет первым правителем первой "седмицы",и, начиная с его правления, человеческий род начнет преобразовываться и неуклонно совершенствоваться в течение правления последующих правителей.  Затем весь мир опять придет к упадку. И такой мировой круговорот будет повторяться до последнего из тысячи трех царей богов — до Очирвани. "В его роковое правление ужасы безнравственности и страшные знамения будут возрастать с каждым годом, предвещая кончину мира. На небе появятся два солнца, потом четыре, и в конце концов шестнадцать. От их невыносимого жара растения и животные иссохнут и земля представит из себя, как написано в книге «Санан Бурхан Судер», раскаленную печь, и все горы будут дышать пламенем". Жар достигнет самых глубин земли и дойдет до золотой лягушки, держащей на себе землю. Тогда это земноводное, "заметив оскудение потребной для него влаги, принуждено будет оставить теперешнее свое положение и повернуться, отчего — увы! — весь мир пойдет вверх дном". (1)

В ойрат-калмыцкой мифологии согласно эсхатологическим мифам, мир погибнет, когда солнце все высушит и сожжет, а черепаха, на панцире которой покоится земля,  от жары перевернется на живот.

В алтайских мифах разрушение мира и его возрождение происходят, так же как и в ненецком мифе,  на фоне борьбы  между Улькэном (богом Неба и Добра) и Эрликом, символизирующим мир преисподней. "Синий кок теке (козел), имевший железные рога, семь дней бегал вокруг земли и ревел. Семь дней земля тряслась и огнем горели горы. Семь дней шел проливной дождь, затем семь дней с бурями шел град и снег. В конце всего этого наступили страшные морозы, не выносимые никаким существом. Все стало гибнуть. Спаслись только семь братьев-праведников со старшим братом Улькэном во главе, который построил кереп (корабль)".(3)

Братья взяли с собой трех птиц - петуха, гуся и ворона и выпускали их поочередно, чтобы узнать когда можно будет сойти на землю. Петух сразу замерз, гусь улетел и не вернулся, и только ворон остался, чтобы клевать мертвую плоть. Тогда братья сошли с корабля и обнаружили, что природа исчезла. Улькэн находит цветок кокчечек (ветреница), и, "положив его в свою чашку, начинает читать ном (молитву) с тем, чтобы сотворить новый мир".   Улькэн сотворил белое человечество, а Эрлик - черное, что означает учреждение белого жречества и черного шаманства.  Такой вывод подтверждается проклятием, которое  Улькэн адресовал одному из сотворенных им людей, назвавшим себя камом и начавшим камлать с деревянным бубном, обтянутым кожей.

Сотворив человечество, Улькэн  посылает черного ворона на небо просить у Кудая (бога) души для сотворенных людей. Кудай дает ворону души, однако тот, соблазнившись падалью, открывает клюв и теряет души. Улькен вновь отправляет ворона за душами, и на этот раз ворон доставляет их в целости. Однако   Эрлик, обнаруживший за это время бездыханные тела людей, успевает  вдохнуть  в них свою душу. Поняв, что Эрлик  уже вдохнул в человека смертную душу, Улькен "рассеял души бессмертия по хвойным лесам и мхам".(3)

По мифологическим представлениям киргизов земля утверждена на огромном сивом быке. Причину землетрясений видели в том, что  "устав держать землю, бык перемещает ее с одного рога на другой". По одному из вариантов этого поверья, "один рог быка уже сломался под тяжестью Вселенной, когда же сломается и второй, наступит конец мира". (4)

«Минусинские татары рассказывают о 7 собаках с железными когтями и медными языками; когда они сорвутся с цепей – в то время наступит конец вселенной». (5) 

 

 

Использованные материалы:

  1. Морозов Н.А. Христос. Азиатские Христы.  Глава XIII Монгольско-бурятская «Книга Бытия» (Ганджур-Данджур) и ее космогония;
  2. Мифы народов мира т. II;
  3. Абессалямов М.Б. Мифы древней Сибири;
  4. Мамуна Н.В.  Зодиак мистерий;
  5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т. I.