У Диониса много ипостасей и много эпитетов. Эрифос (козленок) - эпитет Диониса, превращенного Гермесом в козленка, когда последний спасал юного бога от гнева Геры. Зовут его и Мельпоменом (Ведущий хороводы), а жители Аттики называют его""Киссом (Плющем), говоря, что тут впервые появился плющ как растение". (Павс. I , 31, 6).

В Риме он был известен как Либер и ему посвящены следующие строки Овидия: "Покорны ему матери и молодицы/.../Ладан несут и зовут Лиэя, Бромия, Вакха, / Отпрыск огня, что дважды рожден и двумя матерями, / И добавляют: Иисей, Тионей нестриженный, имя / Также дают и Леней, веселящих сеятель гроздьев, / Также Иакх, и Эван, и отец Элелей, и Никтемий, / Много имен и еще которые некогда греки / Дали, о Либер, тебе! Ибо юность твоя неистленна, / Отрок ты во веки веков".

 

Греческие города и области довольно долго сопротивлялись принятию вина в качестве ритуального напитка и признанию учредителя винных оргий богом. Этому немало способствовало  отрицательное отношение к поведению менад. Однако сопротивление вакхическому культу, каким бы ожесточенным оно ни было, имело  такие негативные последствия, что правители городов вынуждены были признавать могущество  новоявленного божества. В Аргосе, когда Персей воспротивился введению этого оргиастического культа.  Дионис наслал безумие на аргивянок, которые стали пожирать своих младенцев живьем. Персею пришлось уступить и, чтобы умилостивить Диониса, построить храм в его честь. К  концу VII - началу VI до н. э. тираны трех греческих городов решили  признать культ Диониса и установить официальные празднества в его честь.

Покорив континентальные страны, Дионис "стал посещать острова Эгейского моря, неся везде веселье и разрушение". Два острова следует выделить особо: это острова Наксос и Делос. Именно в Наксосе переплелись судьбы критской Ариадны, оставленной Тесеем на этом острове после победы над Минотавром, и Диониса, приплывшего на этот остров. Встретив там Ариадну, Дионис стал ее супругом и отцом  пятерых сыновей и одной дочери: Энопиона, Фоанта, Стафила, Эванта, Тавропола и Латромиды. Свадебный венок Ариадны Дионис поместил среди звезд, и поныне он виден на небе как созвездие  Северной Короны.

Ариадна была критской луной-богиней, и ее "винные" дети от Диониса были эпонимами элладских триб, живших на островах Хиос, Лемнос и во фракийском Херсонесе.  На Наксосе была статуя Диониса Мейлихийского с лицом из фигового дерева: фиги на острове назывались мейлихиа, отсюда и эпитет бога.

На Делосе могущество бога, покровительствовавшего растительности и плодородию, выразилось в наделении дочерей жреца Аполлона Ания даром превращать в зерно. масло и вино все, к чему бы они не прикоснулись. Служа Аполлону, царь Аний поступил очень мудро, посвятив своих дочерей Дионису: его семья "оказалась под покровительством еще одного бога". "Говорящие" имена дочерей Ания показывают над чем получили власть сестры: Элаида - от "олива", Спермо - от «семя», Ойно - от «вино». Эти три девы были прозваны Ойнотрофами. Аполлодор пишет, что "Дионис одарил их способностью творить из земли масло, злаки и вино".

Когда во время Троянской войны Агамемнон захотел использовать их дар в своих интересах, Одиссей заставил их силой взойти на корабль, но им удалось бежать: две из них укрылись на Эвбее, а третья на Андросе. Тогда Агамемном послал за ними корабли и пригрозил войной, если те не покорятся. Все три повиновались, но воззвали к Дионису, который превратил их в голубок. "Вот почему до сего дня голуби на Делосе находятся под защитой богов». 

На островах Хиос и Тенедос во время дионисийских мистерий на куски разрывали человека. «Человеческая жертва, видимо, служила воплощением бога, как позднее жертва в виде быка или козла». Вероятно, замещение человеческой жертвы животной, выразилось в обряде надевания котурнов на ноги новорожденному теленку, которого продолжали приносить  в жертву Дионису на Тенедосе. При этом с матерью-коровой обращались как с роженицей.

Часто в жертву Дионису приносились козлы. Объяснялся этот выбор тем, что животные якобы наносили вред виноградным лозам. Однако сам Дионис часто выступал в козлином облике. В детстве он был превращен в козленка, чтобы спасти его от ярости Геры, позже, Дионис превратился в козла, когда вместе с остальными богами бежал от гнева Тифона в Египет. Таким образом, в жертвоприношениях козлами или иными животными, возникал некий парадокс: божество должно было отведать приносимую ему жертву, но поскольку эти животные жертвы были прошлыми ипостасями бога, получалось, что бог поедал собственную плоть!  Этому обстоятельству обязано представление о козлобоге Дионисе,  пьющим теплую козью кровь и о Дионисе в обличье быка, известном под именем Пожирателя быков.

Использованные материалы:

  1. Овидий. Метаморфозы. Книга IV 9-1.;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Аполлодор. Библиотека, Э, 10;
  4. Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь.