В мифологии саамов покровителем рыбного промысла считался человек-рыба Аккрува. Голова и верхняя часть его тела были человеческими, а нижняя часть - рыбьим хвостом. Поднимаясь от устья рек вверх по течению, он приводил рыб из моря.

В древнефинской мифологии  молния олицетворялась  "пестрой змеей", которая упала в морские глубины, где ее проглотил лосось. Вяйнямейнен мудрый старец, чародей и шаман карело-финского эпоса "Калевала",  сумел добыть огонь из чрева огненной рыбы (лосося), изготовив первую сеть для рыбной ловли (в некоторых рунах говорится, что эта рыба поглотила первую искру, которую высек Вяйнямейнен  из своего ногтя или при помощи кремня и трута). Еще в одном эпизоде, связанным с лососем, цель, которую преследует Вяйнямейнен, весьма прозаична: он хочет приготовить себе на обед  лосося. Однако пойманная им рыба оказывается чудесной девой-лососем Велламо.  Она упрекает Вяйнямейнена в неразумности, признаваясь, что хотела стать его женой, а не быть съеденной. Незадачливый рыболов вновь пытается поймать Велламо, но его попытки безуспешны. Возможно, миф о Велламо восходит к тотемическим мифам о женитьбе героя на хозяйке животных. Из челюсти огромной щуки Вяйнямейнен делает свою кантеле.  Когда он запел, играя на кантеле, рыбы и птицы тысячами поспешили к нему, заливаясь сладкими слезами, и сам певец начал плакать от умиления. Его слезы скатывались на колени, а с них – в море и превращались в жемчуг.

 

Лемминкяйнена, отправившегося незваным во враждебную страну Пяйвёлу («солнечная страна»), по одному из вариантов убивает побегом боли-голова оскорбленный героем слепой старец и швыряет его  тело в реку Туони. Мать, узнавшая о смерти сына по крови, текущей из гребня (или конька крыши) отправляется в загробный  мир Туонелу, где вылавливает тело сына, но его уже нельзя вернуть к жизни, он превратился в рыбу в Туони.

В мифологии удмуртов на небе обитает  бог Кылдысин, управляющий вселенной.   В древние времена он жил на земле, среди людей и  в образе старика в белой одежде, обходил поля земледельцев. Когда поля настолько расширились, что ему стало негде ходить, оскорбленный бог удалился на небо. Люди долго молили его у священной березы спуститься к ним вновь. Тогда Кылдысин появился на вершине березы в виде красной белки. Охотники, намереваясь оставить бога на земле, подстрелили белку, которая падая,  превратилась в рябчика, когда же подстрелили рябчика, тот превратился в тетерева, затем в окуня – и скрылся в реке.

По мифологическим представлениям мордвы (эрзя) верховный бог Нишке создал небо и землю и пустил в мировой океан 3-х рыб, на которых держится земля, насадил леса и сотворил человеческий род.

Обские угры представляли богов в виде фантастических человекоподобных существ. Наиболее известен  "хозяин рыб" - Обской старик, высеченный из дерева, у которого нос был "аки труба жестяны, очеса стеклянны". Его изображение стояло у впадения Иртыша в Обь и "притягивало" рыбу носом, как хоботом.

У восточных хантов известен миф о том, что люди произошли из рыб, ногти – это остатки рыбьей чешуи. "На землях питлярских хантов, по легенде, прежде жили сорт ях (народ Щуки). От них осталось кладбище, глиняные черепки, обломки оленных загородей. Среди жителей Ляпина тоже известны люди Щуки, манси рода Сайнаховых, духом-покровителем которых был Сорт ойка (Щука-старик)".(3) Некоторые группы хантов клялись, целуя морду щуки. Изображения рыб ставились на берегу реки головой в том направлении, вкотором должна была идти рыба.

У вепсов одним из оберегов служила челюсть щуки.

Коми-зыряне долгое время продолжали почитать стерлядь и, поймав ее, выкидывали в реку.

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  2. Мифы народов мира, т. I, II;
  3. Головнев А.В.  Говорящие Культуры.