В шумерских мифах мудрость и источник знаний ассоциируются с водами и тем существом, которое в образе Рыбы с человеческой головой дало людям знания. Вот как доносит до нас это событие жрец бога Бела Берос: "Однажды из Эритрейского моря, там, где оно граничит с Вавилонией, явился зверь, одаренный разумом, по имени Оанн. Все тело у зверя того было рыбье, только под рыбьей головой у него была другая, человеческая, речь его также была человеческая. И изображение его сохранилось поныне. Это существо, бывало, проводило весь день среди людей, не принимая никакой пищи, преподавая им понятия о грамотности, науках и всяких искусствах. Оанн научил людей строить города и возводить храмы, вводить законы и мерить землю, показал им, как сеять зерно и собирать хлеб, – словом, научил их всему, что смягчает нравы, так что с тех пор никто ничего превосходного уже не изобрел. А когда солнце заходило, этот удивительный Оанн погружался опять в море и проводил ночи в пучине, ибо там был его дом. Он написал книгу о начале мира и о том, как он возник, и вручил ее людям".
Оаннес - это греческая транскрипция шумерского Уан. А на языке майя фраза «тот, кто обитает в море» звучит как уанна". Любопытная параллель выявляется между шумерским и древнеиндийским преданиями о Рыбо-человеке. В «Хари-пуране», «Бхагаватгите» и нескольких других книгах буквально также описывается явление к людям Вишну, принявшего форму рыбы с человеческой головой. Жалея слабое и ничтожное человечество, Вишну оставался с ним некоторое время. Но при каждом закате солнца он возвращался в океан, где проводил ночи. «Однажды он погрузился в море и больше не возвратился, так как земля опять покрылась растительностью, фруктами и скотом. Но он научил брахманов тайнам вещей». В Камбодже в храме Змеиного храма Nug kon-Wat было изображение бога Вишну, появляющегося изо рта Рыбы.
В шумерской мифологии известен образ одного из трех верховных богов - Энки, связанного с водной стихией. Жрецы этого бога изображались в рыбьей одежде. Известно изображение одного из этих жрецов - Кулулу, спутника Энки. Верхняя часть его туловища была человеческой, нижняя - рыбьей. Миф повествует о том, что Энки создал в Абзу демонов водной стихии – лахама. В мифе о похищении Инанной табличек судеб Энки посылает вдогонку за ней пять лахама Энгурры. В одном из поздних аккадских списков богов именем Лахму назван получеловек-полурыба, прислужник бога Энки. Многочисленные амулеты в виде рыб были обнаружены при археологических раскопках. Их присутствие свидетельствует о том, что с рыбой связывались представления о защите и покровительстве.
Плавательным средством Энки служила ладья макурру, именуемая «козел Абзу». Изображение козла-рыбы стало символом зодиакального знака Козерога, отмечающего зимнее солнцестояние. Считалось, что "солнце подобно козе поднимается на высочайшие горы и затем спускается в воду, как рыба". Вавилонские звездочеты называли Козерога Сухур-мас. При этом сухур обозначает «коза», а мас – «рыба». Знали вавилоняне это созвездие и как один из образов бога Эа, и как Кусарикку – «Рыбобарана».
Созвездия Водолея, Козерога и Рыб ассоциировались с великим богом вод Энки (Эа). Этому богу отводилась вся область неба на 30º севернее и южнее небесного экватора. В древности к созвездию Водолея относилась звезда Фомальгаут (от арабск. Фам-аль-хут-аль-януби – «Рот Южной рыбы»), и принадлежала она богу Эа. Фомальгаут была одной из четырех главнейших звезд неба, наряду с Альдебараном, Регулом и Антаресом. Астрономы считают, что в древней Месопотамии, Иране и Хорезме Фомальгаут мог выполнять ту же роль, что и Сириус в Древнем Египте: определял своим гелиакическим (то есть первым на фоне утренней зари) восходом сроки разлива рек и начала сельскохозяйственных работ в странах Передней Азии. Храм бога Эа в главном центре его культа – городе Эриду был ориентирован на Фомальгаут. В Древнем Вавилоне Фомальгаут называли Куа – «Рыба»
В сказании "Лугальбанда и орел Анзуд", когда герой возвращается к урукскому войску и Энмеркару, выясняется необходимость устранения какого-то трудно преодолимого препятствия на пути к Аратте, невозможное без вмешательства и помощи Инанны. Лугальбанда отправляется с посланием к Инанне, которая обещает свою помощь в случае, если Энмеркар, сын Уту и брат-супруг Инанны, выловит гигантскую рыбу "в водах Инанны" : "гигантская рыба, что как бог между рыбами резвится, хвостом плещет, и блестит чешуя ее хвоста в священном месте, среди сухих тростников". Чтобы выполнить это задание, надо срубить одиноко стоящий тамариск, выдолбить из него лодку и вырвать весь тростник, в котором резвится рыба.
«Сухур - алаль» -«карп, завязывающий семя» - эпитет бога Энлиля, соблазнившего деву Нинлиль. В день посвященный Энлилю не разрешено было есть рыбу.
В Ашшуре одновременно почиталась и змея, и рыба. У святилища Ашшура, близ храмового колодца, находился четырехугольный бассейн из долерита, датируемый надписями VIII веком до н.э. На его наружных стенах изображены боги, окруженные жрецами в рыбьих масках. Тела этих жрецов покрыты рыбьей чешуей.
Одним из основных центров культа Иштар в Ниневии было святилище, известное под названием "Дом рыбы". В вавилонской поэме о потопе есть такие строки: Иштар кричит, как в муках родов, Госпожа богов, чей прекрасен голос: «Прежние дни обратились в глину, Ибо в совете богов я решила злое, . Зачем в совете богов решила я злое, На гибель людей моих я войну решила? Для того ли рожаю я человеков, Чтобы, как рыбий народ, наполнили море!»
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. II;
- В.Н. Мамуна. Зодиак мистерий;
- Эрих Церен. Библейские холмы;
- Г.В. Синило. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета).