Рыба как водяное животное соотносится в древних представлениях с Нижним миром, однако общего наименования для рыбы в индоевропейских языках нет. Часть их  (греческий, хеттский, армянский, литовский, латышский, прусский, тохарский А, индийский) образует название рыбы  от общеиндоевропейской основы со значением "земля". В другой группе диалектов (кельтский, латинский, германский) "рыба" обозначается другим словом, очевидно, диалектным образованием, откуда лат. piscis, англ. fisk и т. д., сюда же относят и рус. пескарь, пискарь. Не только наименование рыбы различно в латинском и греческом, но и все термины, относящиеся к искусству рыбной ловли: названия сети, удочки, крючка, наживки образовались независимо. Различие наименований для рыбы, подтверждаемое другими доказательствами, говорит о том, "рыба стала пищей арийцев уже после лингвистического разделения". Следует отметить также,  что тогда как греческое наименование рыбы не встречается в латинском языке, латинское наименование piscis вновь встречается в кельтском и тевтонском; это еще одно доказательство того, что окончательное разделение греков и латинян произошло раньше, чем разделение латинян с кельтами, или кельтов с тевтонами. Про рыбу в качестве пищи не упоминается в Ведах, и у Гомера она является лишь в виде исключения, и выражение «рыбоед» употребляется Геродотом как презрительное. "Вкус к рыбной ловле и искусство это развились, по-видимому, в эпоху, сравнительно позднейшую".(1) А.Н. Афанасьев приводит мнение Пикте о происхождении лат. piscis, гот. fisks, англос. fisc, сканд.  fiskr, др.-нем. fisk, кельт. pysq, pesk от санскритского корня pis: pês-ire, pêsvara - подвижный, скорый, что вполне согласуется с быстротой и легкостью передвижения рыбы. Славянское же слово "рыба" произошло от санскр. корня rab, ramb или rabh, откуда rabhas - быстрота, беглость.

 

Археологические данные свидетельствуют о сакрализации рыб с древнейших времен, о табуировании рыб как продукта питания, что было связано, прежде всего, с представлением о принадлежности их богине  воды, богине-Матери, выступавшей в образе Рыбы. Однако в мезолите уже появляются свидетельства того, что у некоторых групп индоевропейцев рыбы стали входить в рацион питания.

Одной из широко распространенных мезолитических культур Западной и Центральной Европы была культура маглемозе, ранние поселения которой датируются VIII тыс. до н.э., поздние – серединой V тысяч. до н. э. Поселения маглемозе найдены в Англии, Франции, ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии. Повсюду они устраивались на заболоченных  берегах рек и озер. У обитателей этих поселений уже было развитое рыболовство, которое сочеталось с охотой и собирательством. Вероятно, именно рыболовство обеспечило переход к оседлости, потому что рыбная ловля давала стабильные запасы пищи. Такой вывод подтверждается  примером   на другом конце земного шара: благодаря рыбной ловле народы Амура перешли к оседлому образу жизни гораздо раньше, чем родственные им жители Восточной Сибири.

Территорию современных Болгарии, Сербии, Румынии и Македонии (а также некоторых регионов Северной Греции, Албании и Венгрии) охватывала культура Винча (Vinсa culture), давшая начало многим южно-восточноевропейским культурам энеолита и бронзового века. Она была предшественницей культуры шнуровой керамики, выходцами из которой считают германцев, балтов и славян. Население  областей культуры Винча в  отличие от других неолитических европейских культур  уже перешло от охоты и собирательства к земледелию, выращивая зерновые и виноград, занималось ткачеством и разведением домашних животных. Усыпальницы придунайского поселения Лепенски-Вир (Югославия) датируются 6500-5500 гг. до н.э. "Главное божество придунайского поселения Лепенски-Вира на территории Сербии (Югославии) имело вид женщины-рыбы или гибрида женщины, рыбы и хищной птицы; его изображения помещали у изголовья алтаря". Любопытно, что в тексте Рамессейского драматического папируса сообщается о том, что "рыба и птица бросаются в реку для того, чтобы спасти останки утопленного Осириса".(5) Над палеолитическим  изображением рыбы из Горж-д’Анфер (Дордонь)  находится изображение, иногда толкуемое как голова птицы. Образы рыбы и птицы служат классификаторами соответственно нижней и верхней зон мироздания. Однако гибридное изображение рыбы-женщины-хищной птицы наводит на мысль о более глубинном смысле синтеза летающего и плавающего существ: представляется, что их объединяет  общая идея смерти, возвращения в материнское лоно - поглощение рыбой или хищной птицей - и последующее возрождение из яйца-икринки.  Мария Гимбутас пишет, что в усыпальницах придунайского поселения Лепенски-Вир (Югославия) 6500-5500 гг. до н.э. "есть весьма убедительные доказательства того, что гробницы могли играть роль святилищ Богини смерти и возрождения".  Изображение гибридного существа - рыбы-женщины-хищной птицы - должно представлять именно эту богиню. В росписях Чатал-Хююка  эта богиня  предстает как смерть "в облике грифов, как возрождение - в образе лягушек, причем изображения последнего типа перемежаются с Богиней в позе роженицы". Лягушка и рыба в мифологических представлениях - взаимозаменяемые животные.

Культура Винча примечательна еще и тем, что в ходе раскопок на территории Южной Сербии, в районе города Плочник,  учёные обнаружили свидетельства существования племени, представители которого уже по крайней мере 7500 лет назад занимались металлургией. Следовательно, культура Винча не только не отставала в своем развитии от переднеазиатских культурных центров, давших начало цивилизациям Месопотамии, Малой Азии, Закавказья и территории «Плодородного полумесяца», но и опережала их на 500-800лет. Однако носители культуры Винча преуспели не только в открытиях в области металлургии, но и в создании первой письменности на территории Европы, вероятнее всего родственной (а может быть и производной)  письменности Тэртерии (территория современной Румынии). Глиняные таблички с письменами оказались на 1000 лет старше шумерских. Вопрос о о том, кем были  древние жители Тэртерии, писавшие "по-шумерски" в V тысячелетии до н.э., когда самого Шумера еще и в помине не было, остается пока что открытым. 

Древняя праиндоевропейская  богиня-Рыба, из многочисленных имен которой у индоевропейцев сохранились имена Салация, Пелагия и Дельфина - последнее буквально означает «чрево» и «дельфин», - богиня плодородия и мудрости (ср. ирландский "лосось мудрости")  это - Мать, дающая, хранящая и забирающая жизнь. Этот образ, воплощенный в каменных изваяниях языческого периода Армении - вишапах, запечатленный в виде гигантских рыб и тюленей в наскальных изображениях онежско-беломорского ареала, образ, сложившийся еще в период ностратической общности народов, пережил тысячелетия, дойдя до наших времен в мифах, сказках и легендах. А. Голан замечает, что "коль скоро земные воды связывались с богиней", то не удивительно, "если рыба ассоциировалась с женским образом. Ностратическое *kala означает не только 'сосуд', но и 'рыба'. В археологических материалах эпохи неолита есть идолы полуженщины-полурыбы. Славянская Мокошь, или Берегиня, и греческая Артемида, имеющие черты неолитической богини, изображались с рыбьим хвостом".  И, хотя образ женского божества воды имеет  мужского двойника  с чертами рыбы, но подавляющая часть материалов по этой теме относится к женскому божеству.

С рыбьим хвостом Артемиды и  ностратическим 'кала' - рыба  коррелируют "водные" имена нимф - спутниц Артемиды: имя Каллироя ("прекрасно текущая") содержит указание на речную воду, Каллиопа соотносится с журчанием ручья и плеском волн, а нимфа Каллисто - "прекраснейшая" - становится самым заметным созвездием северного неба - Большим Ковшом, по перемещениям которого  определялось наступление очередного времени года. И время, санскритское 'кала', текуче подобно воде. По этому же признаку в одном семантическом ряду с этими словами стоит и слово 'свет' - наполняющий, заливающий собой весь мир. Таким образом, такие категории как время, вода и свет могут быть объединены одним общим символом  Рыбы: кусая свой хвост, она представляет круговорот вечно текущего времени, а из раскрытой пасти рыбы струится свет.

Мужским двойником богини-рыбы в русской мифологии выступает хозяин вод - пучеглазый водяной с рыбьим хвостом. Одно из значений семитского слова Dag означает 'рыба', и, вместе с некоторыми  индоевропейскими названиями рыбы, оно соотносится "с праиндоевропейским названием земли *d(h)eg(h). В Ханаане и Финикии божество Дагон (Daghon), представлявшееся полумужчиной-полурыбой, считалось покровителем хлебопашества, плодородия и войны (отсюда еврейские daghan 'пшеница', daghen 'размножаться')".

Мифология Рыбы получила отражение в зодиакальном знаке Рыб с последующим мистическим развитием образа Рыбы в христианской символике. "Каждая религия находится под влиянием двух оппозиционных созвездий. Христианская религия возникла под воздействием Рыб и их полярной противоположности – Девы; эти два символа часто встречаются в Евангелиях".(7) Иисус Христос в ранней христианской литературе называется "Рыбой". Акростих Ichthys (греч. – рыба) составленный из начальных букв греческих слов, образующих теологическое понятие Icsous Christos Theou Hyios Soter (Иисус Христос, сын Божий, Спаситель),  как символ рыбы считался тайным паролем христиан находящихся во враждебном окружении язычников. В катакомбах первых христиан часто встречаются изображения рыбы. Купель, в водах которой происходило крещение называлась piscine, дословно "рыбий садок", апостолы сравнивались с "ловцами человеков", уподобляясь рыболовам, а новообращенные именовались Pisciculi (рыбки). Рыба, как таковая, вместе с хлебом представляла собой символ божественной трапезы. "Согласно христологическим представлениям, в период всемирного потопа рыбы не были подвергнуты Божьему проклятию и христиане в обряде крещения уподобляются рыбам. ...Раннехристианские фрески в римских катакомбах представляют рыбу как символ евхаристии, и раннее средневековье оставило изображения последней, тайной вечери, где на трапезном столе, наряду с хлебом и чашей вина находится также и рыба". Митра, головной убор католических епископов, символизирует рыбий рот; слово «епископ»  связано с латинским piscts – «рыбы»; так же называется по-латыни  созвездие Рыб. "Ихтис («Рыба») было прозвищем не только Христа, но и Бахуса, Мардука, Гора… В германском Зодиаке зодиакальные Рыбы назывались Ихтон. Рыба здесь – женское божество, давшее рождение второй рыбе – богу Солнца".(7)

 

 

Использованные материалы:

  1. И. Тейлор Славяне и арийский мир Глава 3 Неолитическая цивилизация;
  2. А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.2, изд. 1995г.;
  3. Бадер Н.О. Мезолит//История первобытного общества;
  4. Мария Гимбутас. Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы;
  5. О.А.Васильева. Богиня-рыба и миф об Осирисе (доклад на IX Международной конференции   “ЛОМОНОСОВ – 2002”;
  6. А.Голан. Миф и символ;
  7. В.Н. Мамуна. Зодиак мистерий;
  8. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.