Китайская картина с рыбамиВ древнекитайской мифологии известен образ гигантской рыбы, превращающейся в гигантскую же птицу. Это гигантская птица Пэн, крылья которой напоминают нависшие тучи. В книге философа 4 в. до н. э. Чжуан-цзы, где впервые упоминается птица Пэн, говорится, что некая гигантская рыба кунь (кит?) превращается в птицу и так получается Пэн, которая летит в некую местность Наньмин ("южный мрак"), т. е. Небесный пруд. Во время ее полета волны в океане вздымаются на 3 тысячи ли. Из другого древнего мифа мы узнаем еще более интересные подробности, на этот раз о расположенном на крайнем севере океане Минхай: в нем обитает фантастических размеров рыба Гунь, «шириной в несколько тысяч ли, а сколько ли она длиною — неведомо»; Гунь обладает способностью оборачиваться  столь же гигантской птицей Феникс. Превращение рыбы в птицу — не просто прихоть мифологической фантазии. Дело в том, что, по космологическим воззрениям древних китайцев, на севере небеса тесно прижаты к земле и там земной океан незаметно переходит в небесный: не случайно другое название Минхай — Небесный водоем». Существовало также архаичное представление о еще одной чудовищной рыбе - беюй,  которую называли рыбой-черепахой или однорогой рыбой-драконом. У рыбы беюй четыре лапы, жила она в море, но могла выходить на сушу. Ей ничего не стоило проглотить лодку. Спину и живот беюя покрывали острые шипы. Как только рыба появлялась на поверхности, начинал дуть ветер и поднимались волны. Иногда беюя называли линъюй, или холм-рыба, и говорили, что у него тело рыбы, а голова, руки и ноги — человеческие.

 

Духа реки Хуанхэ Хэ-бо ("дядюшка реки") представляли с человечьим лицом и рыбьим туловищем. Впервые он упоминается в текстах 4 в. до н. э. Считалось, что он был человеком, который принимал снадобье, чтобы свободно плавать в реках и превратился в водяного духа. По другой версии он утонул и превратился в духа реки. Ездил по воде в колеснице, запряженной двумя драконами и в сопровождении еще двух драконов, окруженный девицами. В "В вопросах к небу" упоминается жена Хэ-бо – Ло-пинь. Там говорится, что стрелок И убил из лука Хэ-бо и женился на Ло-пинь. Согласно одной версии, он выбил стрелой один глаз у Хэ-бо, который резвился в реке, приняв облик белого дракона. В древности существовал обряд жертвоприношения (в жены) Хэ-бо красивейшей девушки.

Куй-Син ("первая звезда"), отождествлявшийся с первой звездой Большой медведицы, часто изображался стоящим на спине огромной рыбы.  По легенде у него было безобразное лицо; не выдержав экзаменов, он бросился в море, но его спасла и вынесла на поверхность рыба.

Ао - в древнекитайской мифологии  огромная рыба (или огромная черепаха) с человеческой головой, на спине которой стоят три священные горы. В отдельных случаях Духа Полярной звезды и покровителя экзаменов изображали как рыбу, иногда с человечьей головой. Чаще он изображался стоящим на черепахе Ао.

В поздней китайской мифологии божеством местности или деревни считался  Туди-шэнь (туди - "земля", "господин земли").  Ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. В новый год ему приносили в жертву ощипанную курицу и живую рыбу в сосуде.

В Древнем Китае рыба считалась символом счастья и изобилия, а рыба вместе с водой означала метафору сексуального удовольствия.

В 1972 г. на юге Китая в провинции Хунань на холме Мавандуй была раскопана гробница княгини Дай, скончавшейся в 168 г. до н.э. В гробнице была обнаружена картина на шелковом полотнище Т-образной формы, на которой в самом верху было изображено  дерево с девятью солнцами (одно из них с силуэтом ворона) и лунный серп с лягушкой и кроликом.  А в самом низу – обнаженный антропоморфный персонаж, руками поддерживающий верхние ярусы мира и стоящий на двух рыбах. Наличие отростков на носу рыб, расположение плавников и общий вид позволяет с наибольшей вероятностью идентифицировать их как туркестанских сомиков, обитавших в водоемах Южного Китая. Именно сом соотносится с нижним ярусом мироздания и в японской мифологической традиции.

По представлениям народа атаял, коренного населения Тайваня,  земля лежит на подземном карпе, и содрогается, когда его  кусает оса.

В японских космогонических сказаниях первые острова всплывали из морской бездны подобно рыбам. Существовало представление о гигантском соме номадзу, на спине которого, лежит земля. В варианте это было три кита. Движения сома или китов вызывали землетрясения. 

Японские декоративные карпы КоиМногие виды рыб рассматриваются японцами как традиционные символы, Например, карп считался воплощением мужества, выносливости и выдержки. К "празднику мальчиков" 5 мая перед домом укрепляются стяги с шелковыми карпами по одному на каждого мальчика этого дома. Карпы могли достигать в длину 9 м и более. Эти рыбы вздымались по ветру, и создавалось впечатление, что они плывут против течения. Японцы считали карпа храбрейшей и благороднейшей из рыб, потому что он может плыть против течения и стрелой пронестись вверх через водопад. Карпы парили над деревнями, поселками и городами в течение нескольких недель. С этой рыбой был связан еще один обычай этого праздника. Маленькие мальчики пролезали сквозь матерчатого карпа от головы до хвоста, чтобы им повезло в жизни.

Японская история повествует о том, что в правление императрицы Суйко (592-628) "напуганный бог грома превратился в маленькую рыбку, которая застряла меж ветвей дерева и которую потом зажарили".

По мифологическим представлениям айну  земля лежит на спине форели; когда та шевелится, происходят землетрясения; форель глотает и изрыгает воду, вызывая приливы и отливы. Эта форель, живущая в глубоких озерах,  есть  "рыба – позвоночник мира"; ее движения вызывают не только землетрясения, но она также глотает людей и животных. В варианте океан с островами расположен на спине гигантского лосося. Когда он шевелится – происходят землетрясения, а в океане – приливы и отливы.  Во время штормов лосось глотает суда, от этого они гибнут.

В корейской мифологии царь драконов Ёнван, живущий в подводном дворце, в брюхе повелительниц рыб, нашел волшебную жемчужину, исполнявшую любые желание своего владельца и ограждающую его от бед.

 

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т.I, II;
  2. В.В. Евсюков. Мифы о вселенной;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедиа символов;
  4. Ю.Е. Березкин. Рыба и бык: зооморфная опора земли в фольклоре Евразии;
  5. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл;
  6. Исида Эйитиро. Мать Момотаро.