Моллюски

Моллюски в мифологии

Улитка

Улитка благодаря своей спиралеобразной форме раковины тоже стала одним из участников мифологического описания мира. Спираль - это символ центра пространства-времени, из которого начинает разворачиваться Творение. В алтайской мифологии Эрлик, старший брат Ульгеня, начинает творить мир  в облике улитки,  добывающей со дна океана комок глины - будущую землю. О том, насколько древен мотив улитки-мироустроителя, свидетельствует бурятское представление об "эрлике" (букв. "кровожадный"), владыке подземного мира, которым становится Первый умерший. По мере развития мифологического мировоззрения последующие умершие, становящиеся владыками нижнего мира, ассоциируются уже с образами рыб, змей, хищных зверей, быков  и т. д.

В мифологических представлениях жителей тихоокеанского кораллового атолла Науру улитка выступает символом земли:  из раковины улитки  божественный паук-творец  Ареоп-Энап создает землю, из своего пота – первородное море, а из камней – людей.

Морская раковина: греческая мифология

Афродита, богиня любви греческой мифологии,  родившись из морской пены, на раковине добралась до острова Кифера, оттуда  до Пелопоннеса и  Кипра. "Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными". Кифера была важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. На Крите обнаружено много следов почитания этой богини. К примеру, "пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами, а на украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона  с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными. В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте".(1)

Морская раковина: индейцев Месоамерики мифология

Морская раковина играла определенную роль в мифологических воззрениях одной из загадочных цивилизаций Месоамерики - ольмеков. Известно, что у ольмеков существовал своеобразный культ голов, наиболее ярко выраженный в создании их  гигантских каменных муляжей. В захоронениях обнаружены головы, покоящиеся отдельно от костяков.  Раковина входила в число погребального инвентаря, как это видно из раскопанного маунда - земляного кургана-гробницы. Возможно, она была атрибутом власти при жизни правителя, и в погребальном культе выступала тоже как символ власти, но уже божества подземного, в мир которого нисходил дух умершего.

Морская раковина: индейцев Северной Америки мифология

Индейцы навахо связывали стороны света  с драгоценными камнями: с Западом ассоциировалась раковина морского ушка (моллюска), с Востоком - белый жемчуг и горный хрусталь, с Севером - черный камень и с Югом - бирюза. В мифологии навахо существовали представления о богине  Ахсоннутли,  родившейся от слияния неба и земли, сотворившей дневной свет и небесный свод. Она именуется «бирюзовой женщиной». и иногда действует вместе со своей сестрой «женщиной белой раковины». Соединившись с носителем солнца, Ахсоннутли родила 2-х близнецов – богов-воинов. Согласно некоторым вариантам мифа Ахсоннутли – двуполое существо, способное изменять свой возраст.

Морская раковина: тибетская мифология

По одному из вариантов бонского космогонического мифа сначала возникает белый цвет неба, потом голубой цвет земли, вслед за этим  белая гора из ледника, наконец образуется внешний океан. В середине океана появляется 9 кожаных мешков, из которых в 3 приема возникает оружие различного  вида и "Дедушка, сияющее облако", с шумом грома и блеском молнии. Затем появляются мать Лумо – "Морская раковина, хранительница" и отец "Дикий, кто насылает молнии". Их дети – "девять богов войны, братьев и сестер".

Морская раковина: индийская мифология

Раковина была атрибутом нескольких индийских богов. Древнеиндийское божество космических вод Варуна, охранитель истины и справедливости, тот, кто сотворил мир и удерживает его,  обладал раковиной Девадаттой, а его ваханой  служило морское чудовище Макара. Когда "из сверкающего пламени, испущенного изо рта Брахмы, Вишну и  Шивы", появилась Дурга, грозная ипостась богини-матери, боги вложили в каждую из ее десяти рук "свое оружие, символы их могущества". Варуна дал ей свою раковину, Вишну - диск, Шива - трезубец и т. д. 

Вишну, бог-хранитель мира, в одной из своих  четырех рук держит раковину (шанкху), в другой - диск (сударшану), в двух оставшихся  - булаву (гадху) и лотос (падму). Название разновидности окаменевшего аммонита - шалаграм - происходит от имени Вишну - Шалаграман, под которым он почитается в одной из непальских деревень. Мягкое тело этого древнего моллюска - аммонита - было заключено в спирально свернутую раковину, которая в окаменелом виде представляет собой черный камень овальной формы, внешняя поверхность которого покрыта древовидными узорами.  Шалаграм  считается одним из проявлений Вишну. При раскалывании окаменелости становятся видны внутренние слои. Его находят в священной реке Кали Гандаки (Kali Gandaki) в Непале и чем больше слоев в нем обнаруживается, тем более он почитается.

Морская раковина: китайская и японская мифология

В китайском буддизме раковина является одной из восьми эмблем удачи и обозначает драгоценность и чистоту, может служить аллегорией королевской власти, принадлежности к царской семье и знаком благоприятного путешествия. поскольку соотносится с водой. В Китае также господствовало верование, что моллюски оплодотворяются грозой (громом), и потом при свете луны в них вырастают жемчужины.

В древности существовало поверье, что ласточки "зимуют на море внутри раковин". В любовной эротике жемчужная раковина отождествлялась с женским лоном. Жемчуг считался элементом, который согласно тексту "Тао Хуцзин", "защищает тело от разложения". В мифической истории Китая правители и герои часто являются, "убранные нефритами и жемчугами". ...Жемчужина, воплощение женского принципа, символизирует жизнь и плодородие, будучи породнена с раковиной (вульва – раковина – жемчужина – второе рождение – бессмертие). Жемчужина и черепаха, по верованиям древних китайцев, растут и идут на убыль вслед за луной".

Морская раковина

Раковины в мифологических представлениях самых разных народов соотносятся с женским порождающим началом благодаря ассоциации с органами деторождения и наружными женскими половыми органами (лат. concha – раковина – означает и то и другое). Сексуальная символика связывает моллюска  с понятием зачатия и плодовитости, что делает его атрибутом богини любви. Во многих культурах "порождающим принципом, источником всякого зародыша, матрицей всех форм является океанская глубь". Ее олицетворением служит женский  образ водного божества. Поэтому в число атрибутов этой вселенской богини плодородия входят морские раковины, жемчужины,  морские растения и животные. С раковинами, в частности, было связано любопытное представление о том, что моллюски оплодотворяются небесной росой,  что сделало их также символом Богоматери Марии.

Существовало два объяснения происхождения жемчужин в раковинах. По одному - "это капли лунного света, рожденного в складках раковин со столь женственной символикой (раковина=вульва)", по другому - в  жемчуг от удара молнии превращались глаза моллюсков. В раннехристианском "Физиологусе" дается подробное объяснение: “Есть моллюск в море, который зовется пурпурный моллюск. Он поднимается со дна морского… открывает рот и пьет небесную росу и лучи Солнца, Луны и звезд и таким образом создает жемчужину из высших источников света”. Более того, не только этот, но и все другие моллюски  Красного моря “находятся вблизи от берега, все с открытым ртом, чтобы в него входило что-либо съедобное. Когда, что бывает там часто, разражается гроза, сила молнии проникает в нутро моллюска, который пугается и захлопывает створки… Он удерживает молнию в себе. Она вращается вокруг глазных яблок моллюска и эти вращением делает глаза жемчужными. Моллюск печально умирает, но жемчужины светятся в Красном море".