В Финикии и Карфагене почитался еще один умирающий и воскресающий бог растительности, но в отличие от Адониса этот бог почитался в первую очередь как бог-врачеватель, целитель. Общим с Адонисом было отсутствие имени. Бога-целителя называли просто Эшмун (от «шем», имя), аппелятивом, заменяющим запретное имя бога. Его символом было изображение змея на шесте.
В Берите существовала священная роща, посвященная этому богу. Н. Дамасский (6 в. н.э.) приводит беритский миф о смертном сыне финикийского бога Садика («праведный») Эшмуне, к которому воспылала любовью мать богов Астроноя (Астарта). Увидев прекрасного юношу на охоте, богиня начинает преследовать его, и Эшмун, оскопив себя во время бегства, умирает. Астроноя возвращает юношу к жизни своим животворящим теплом и делает богом ("поместила в число богов" у Дамасского).
В Тире и Карфагене Эшмун считался спутником Мелькарта и отождествлялся с Иолаем. Согласно поздней античной традиции, Мелькарт, погибший в схватке с Тифоном, был воскрешен. У Филона Библского (FHg, III fr. II, 27) Эшмун назван восьмым братом Кабиров, богов, рожденных Сидеком (или Сидиком), т. е. "Праведным". В другом месте (fr. II, 11-12) он не упоминается среди кабиров, но поскольку утверждается, что от этих богов произошли те, кто открывал целебные растения, средства от укусов и заговоров, т. е. профессиональные врачеватели, то можно предположить, что целитель Эшмун входил в их число.
«В этом же месте Филон приписывает кабирам изобретение судна. Но может быть речь идет не об обычном корабле? На стене гробницы в Кеф-эль-Блида на северо-западе современного Туниса изображен корабль, перевозящий душу умершего, как полагают, через небесный океан. На самом корабле изображены восемь воинов, в которых признают Кабиров, включая, следовательно, и Эшмуна, а на корме стоит солнечное божество».
Эшмун связан с миром смерти, поэтому если признать в этом транспортном средстве корабль мертвецов, то присутствие на нем бога, связанного с плодородием земли и миром смерти, где, по сказанию ему пришлось побывать, вполне закономерно. Храм Эшмуна недалеко от Сидона находился на вершине горы. На алтаре его храма были изображены музыканты и танцоры, что позволяет сделать заключение о том, что отправление культа сопровождалось музыкой и танцами.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. II;
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура.