Первоначально Дионис в качестве бога растительности  изображался в образе могучего бородатого мужчины. Павсаний оставил для нас описание  ларца Кипсела с изображением Диониса, лежащего «в пещере, с бородой; он держит золотую чашу; на нем надет хитон, спускающийся до самых пят; около него <различные> деревья: виноградные лозы, яблоки и гранатовые деревья".  На о. Эгина бог изображен в своем храме тоже с бородой. О беотийском обряде было сказано выше. Только с V в. до н. э. Дионис начинает изображаться  красивым юношей, иногда даже младенцем на руках у Гермеса. Так, на пелике из Керчи можно видеть изображение Гермеса, которому вручается дитя, завернутое в шкуру оленя и увенчанное плющем.

Оленья шкура, плющ и змей представляются наиболее древними атрибутами  божества священного опьянения. Известно, что греческий Дионис мог принимать зооморфные образы олененка, козленка, барашка, бычка. Критский мог являться в образе льва, быка и змея – эмблемах трехсезонного года. Оленьи шкуры служили одеяниями менад, а подпоясаны они были задушенными змеями. До того, как стать богом вина и виноделия, Дионис для греков ассоциировался с другим опьяняющим напитком – еловым пивом. По одному из вариантов мифа младенца Диониса нимфа Макрида выкармливала  медом, а поскольку тирсы менад были увиты плющем и увенчаны еловыми шишками, оба факта позволили Р. Грейвсу сделать вывод об опьянении менад еловым пивом, приправленным плющем и подслащенным медом.

 

Еловое пиво изготовляли в северных районах Европы; во Фригии и Фракии пиво варили из ячменного зерна. В этих странах был  распространен культ Сабазия (Сабасия),  отождествлявшегося в Афинах с Кроном, которому «поклонялись как богу ячменя Сабазию». Священным животным Сабазия была змея. Некоторые детали его культа известны из речи древнегреческого политического деятеля и оратора Демосфена против Эсхина, его современника и соперника.

Эсхин был сыном школьного учителя и жрицы Главкотеи, которая зарабатывала деньги тем, что посвящала желающих в мистерии Сабазия. Это обстоятельство позволило Демосфену язвительно утверждать, что Эсхин читал священные книги в то время, как его мать, надевая оленью шкуру, по ночам  смешивала вино, очищала готовящихся пройти посвящение», которые, получив его, «вскакивали и восклицали: «Я ушел от зла, я нашел лучшее!». Сам же Эсхин днем  "водил по улицам толпы людей: его голову венчали пучки укропа и ветви тополя, он нес в руках змей, плясал и восклицал: «euoi», «saboi»".

Подобные сцены в те времена можно было наблюдать  на улицах Афин. Ночные обряды, связанные  с Сабазием существовали в Афинах с V в. н. э.  и включали в себя очищение грязью: жрица обмазывала готовящихся пройти посвящение глиной и отрубями.  В римскую эпоху Сабазий становится богом  тайных культов – мистерий. По утверждению христианского писателя Климента Александрийского кульминационным моментом инициации в этих мистериях было испытание змеей: ее вводили неофиту через грудь (per sinum), и она выползала снизу.

Миф о походе Диониса в Индию свидетельствует о распространении  культа виноградной лозы на восток. «Посещение Дионисом Фригии, где Рея подвергла его инициации, говорит в пользу того,  что поклонение греков Дионису Сабазию или Бромию имеет фригийское происхождение». Дионисий Периэгет (I-II вв. н.э.) в своем "Описании населенной земли" пишет о теплом приеме, оказанном Дионису большим черноморским племенным объединением камаритов «которые некогда гостеприимно приняли Вакха после Индийской войны и вместе с ленами устроили священный хоровод, надев на грудь повязки и небриды (накидки из шкур лани) и крича: "эвой, Вакх!".

Культ бога Сабазия, отождествляемого с Дионисом и Митрой,  существовал и у скифов  Причерноморья,  употреблявших большие кратеры на коллективных трапезах в честь бога. 

Использованные материалы:

  1. Павсаний. Описание Эллады кн. II, кн. гл. 30; кн. V, гл. 19, 1, 2;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. Мартин Нильссон. Греческая народная религия;
  4. Мирча Элиаде, Словарь религий, обрядов и верований.

Продолжение следует