В начале январе в Афинах проводился праздник Галои – от слова «halos», означающего и место обмолота и сад. Вероятно, это был праздник возделывания садов, включавший в себя мистерии Деметры, Коры и Диониса. Он тоже праздновался женщинами и был приурочен к сбору винограда и пробе нового вина.

Диониса очень почитали в Афинах, где в его честь проводили четыре главных  праздника: Малые (или сельские) Дионисии осенью - это был праздник сбора винограда, Ленеи в январе - праздник по случаю изготовления вина - выдавливания винограда; Антестерии в конце февраля - праздник откупоривания бочек с молодым вином, которое тогда пробовали; Большие (или городские) Дионисии—в конце марта и в начале апреля.

 

Серия дионисийских торжеств начиналась с Сельских Дионисий в Посидионе (декабрь-январь). Этот праздник был больше сельским, чем городским и совпадал с окончанием сбора винограда. В разгульных пирушках и процессиях веселились все – мужчины, женщины и даже рабы. «Среди них ходили ряженые, представлявшие спутников Диониса, они одевались в шкуры, а лица мазали винными дрожжами или закрывали маской. Участники праздничных шествий держали сосуды с вином, виноградные лозы и гирлянды смокв, вели жертвенных козлов, священных  животных Диониса, и непременно несли большой фаллос – изображение напряженного мужского члена, символизировавшего производящие силы природы».  Кровью жертвенного козла смачивали корни виноградных лоз. Вино лилось рекой и все были охвачены буйным весельем.

В следующем месяце (гамелионе) отмечали Ленеи около святилища, называвшегося Ленейон, откуда у Диониса эпиклеза Леней. Считается, что название праздника произошло от слова ληννς- чан, в котором выжимали вино. Однако М.В. Скржинская предполагает, что название может происходить от слова λήναι – менады, и праздник был «связан  не с производством вина, а с тем, что уже готовое вино посвящалось Дионису, и служительницы бога пили его для возбуждения экстаза». Это был древний праздник, известный во многих ионийских городах, и глубокая сакральность его подтверждалась запретом присутствия на нем иностранцев.

Грейвс пишет, что  "Семеле поклонялись во время праздника неистовых женщин на Ленеях, когда призванный символизировать Диониса годовалый бычок разрезался на девять частей и приносился ей в жертву, причем один кусок зажаривался, а остальные поедались участниками ритуала в сыром виде". На этом празднике  хор из 15 человек исполнял серьезные и торжественные дифирамбы. Можно предположить, что выдавливание виноградного сока в чанах, мистически отождествлялось с мучительной "смертью" бога вина.

Третий афинский праздник проходил в месяце антестерионе, когда зацветают весенние цветы, от чего произошло и название месяца (άνθος – цветок).  Главным обрядом этого праздника было «благословение и ритуальное питье нового вина». Первый день праздника носил название Пифоигия, полученное от процесса откупоривания кувшинов с новым, перебродившим вином. Второй день назывался Хоэс - «праздник кувшинов». Смешанное жрицей вино доставлялось в святилище Диониса на Болотах и благословлялось перед богом. Каждому участнику праздника, включая детей,  вино наливали в особый кувшинчик. В святилище проводился  обряд ритуального бракосочетания жены высшего архонта-царя Афин с Дионисом. В этот же вечер начинали выходить из подземного мира тени умерших, и третий день праздника был днем поминовения всех усопших. Им совершались приношения из овощей и возлияния вином.

Четвертый праздник справлялся в месяце Элафоболионе и носил название Великих или Городских Дионисий. Наряду с Панафинеями этот праздник с середины VI в. до н. э. стал главным афинским праздником и справлялся с большой пышностью. «Великие Дионисии начинались в день появления на небе первой четверти молодой луны и длились шесть дней». 

В первый день начиналось шествие торжественной процессии жрецов, должностных лиц, именитых граждан и всех остальных красиво разодетых людей. Во главе процессии высилась древняя деревянная статуя Диониса.  Участники шествия несли изображение фаллоса, меха с вином, особо выпеченные хлебы,  корзины на головах девушек были полны цветов и плодов. У алтаря Диониса в жертву приносились быки и каждый получал по большому куску. Из одной  надписи можно узнать, что в 334 г. до н. было принесено в жертву 240 быков, так что мясо доставалось всем.

Вечером и ночью праздник с песнями, танцами и пирушками продолжался. В следующие два дня проводили состязание хоров мальчиков и мужчин, «исполнявших дифирамбы Дионису. ...Победители получили в награду треножник, которым гордилась вся фила». Три заключительных дня были посвящены драматическим состязаниям, проводившимся в театре.

Использованные материалы:

  1. Мартин Нильссон. Греческая народная религия;
  2. Р.Грейвс. Мифы Древней Греции;
  3. М.В. Скржинская Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье.