По дельфийскому преданию первой жрицей и служительницей Диониса была некая Фийя, дочь «рожденного землей» Касталия. Раз в два года, как сообщает Павсаний,  в Дельфах совершались оргии – торжественное служение в честь Диониса, и тех женщин, которые «охваченные  божественным исступлением служили Дионису»,  называли по ее имени фиадами.

По сообщению Плутарха праздники в честь Диониса, проводились в Дельфах раз в три года, в ноябре, когда  «пять святых и чистых дельфийских жрецов отправляли над гробом Диониса ритуал воскрешения бога: соединяли его разрозненные члены, видимо вылепленные из воска или выточенные из дерева", а вакханки-фиады в это время колыбельной песней «будили спящего». В это самое время тысячи вакханок со всей Греции исступленно плясали вокруг дельфийского святилища, ликуя по случаю воскресения бога. Воскресение Диониса прямо отождествлялось с его рождением, и в то время, когда жрецы соединяли части тела растерзанного бога, вакханки пели колыбельную песню новорожденному богу.

 

В аркадском городе Алея, как сообщает Павсаний, в честь Диониса справлялся каждый второй год праздник Скиерии (покрывание, закутывание). Примечателен он тем, что во время этого праздника «согласно вещанию из Дельф, женщины бичуют себя подобно тому как спартанские юноши бичуют себя у статуи Артемиды Ортии".

Элейцы "больше всего всех богов...  чтут Диониса; они говорят, что бог даже посещает их праздник Фийи. Место, где они справляют этот праздник, который они называют Фийями, отстоит от города приблизительно стадий на восемь. Сюда жрецами приносятся и ставятся в <определенном> здании пустые чаши, числом три,  в присутствии горожан и случайно находящихся в городе иностранцев. На двери этого здания накладывают печати жрецы и кому угодно из присутствующих. На следующий день они имеют право осмотреть и признать свои печати, и после этого, когда они войдут в помещение, они находят эти чаши полными вина… Равным образом и жители острова Андроса говорят, что и у них раз в каждые два года в праздник  Диониса само собой течет вино из храма Диониса".

В Аркадии, недалеко от города Мантинеи "есть так называемый источник Мелиастов; эти Мелиасты совершают здесь свои оргии (торжественное богослужение) в честь Диониса, и около источника есть помещение, мегарон, (где эти оргии совершаются), а равно и храм Афродиты Меланиды (Черной). Это наименование богиня получила не по чему иному, как только потому, что у людей совокупления происходят не так, как у животных, обычно днем, но по большей части ночью". 

Фокидцы в Амфиклее тоже" справляют заслуживающие всякого внимания оргии в честь Диониса,  в тайник же святилища доступа нет никому <из посторонних>, и нет у них доступа также и для осмотра всех статуй бога. Амфиклейцы говорят, что этот бог дает им предсказания и при болезнях является им помощником: как у самых амфиклейцев, так и у их соседей он врачует болезни при помощи сновидений; а истолкователем его воли является жрец, и прорицает он по вдохновению от бога". 

 Использованные материалы:

  1. Е. А. Тоpчинов Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния;
  2. Павс. VIII 6, 2; 23 1; кн. VI, 26, 1-2; кн. X, 33, 11