ДубУ друидов существовал обычай, по которому дубу, две главные ветви которого образовывали крест, придавали статус священного дерева. С этой целью на правой ветви выбранного дуба вырезали  слово Hesus, на стволе  - Taranis, на левой ветви - Belenus, а над ними слово Thau – имя друидического бога деревьев. Идол Т(х)ау  изготовлялся тоже из дубовых бревен, очищенных от ветвей и скрепленных вместе, образуя трехконический крест.  «У языческих германцев и кельтов тау крест иногда обозначал деревянный молоток или двуглавый молот бога дождя».

«Древние племена, населявшие Западную Европу еще до кельтов, хоронили своих умерших в выдолбленных дубовых колодах, возможно, из-за консервирующих свойств танинов, содержащихся в древесине, но более вероятно — по причине веры в Короля Дуба и в жизнь после смерти». Льюис Спенсер в своей книге «Волшебные тайны Британии» делает предположение, что друиды были последними сохранившимися служителями культа мертвых. Трехконический крест был символом молота бога грома и молний, бога дуба.  Естественно, что над теми, которых хоронили в дуплах  дубов или в дубовых колодах, смерть не имела власти: они должны были возродиться, подобно тому, как пробуждался после зимнего сна их мечущий молнии бог дуба.

 

 

В некоторых вариантах Мерлин, персонаж легенд Артуровского цикла, заключен в дупле дуба, в других — заперт на «острове из стекла». Связь с дубом указывает на Мерлина как на друида. Старинная корнуольская поэма рассказывает, как друид Мерлин рано утром отправился со своим черным псом, чтобы найти glain, или волшебное яйцо змеи, и срезать самую верхнюю ветку с дуба. «Хотя в ирландской традиции нет даже намека на культ омелы и омела не фигурирует в "Beth-Luis-Nion", для галльских  друидов, которые переняли у бриттов их законы, это самое главное из всех деревьев, и остатки омелы были найдены вместе с остатками дуба в захоронении бронзового века в Гристорпе, что возле Скарборо в Йоркшире».

Омела (см. Омела), растущая на дубе, считалась священной. Плиний писал, что друиды «верят, что все, что произрастает на этих деревьях, послано Небесами и является знаком того, что это дерево избрал сам Бог». Вероятно, для друидов полупрозрачные, похожие на жемчужины парные ягоды омелы и ее сдвоенные листья «символизировали Божественное семя, росу или сок Высшего Духа». Напиток из омелы признавался верным средством от бесплодия, и эта идея плодородия, видимая в парности ягод на ветви омелы,  выражалась двумя, вписанными один в другой кругами. Под этим символом брачного союза и плодородия влюбленные обменивались поцелуями в залог нерушимой любви. Впоследствии столь откровенный символ любовного  союза был заменен веткой омелы.  

Поклонение дубу было широко распространено по всей Европе и, по мнению Г. Бейли, «особая святость этого дерева, по всей вероятности, возникла из формы его частей». Так, желудь в своей чаше мог представляться символом соединения Божественной сущности с порождающей его чашей. Листья дуба могли ассоциироваться с восьмидольными языками пламени, на что указывает кельтское слово tan, означающее не только «дуб», но и «огонь». Друиды накануне предсказаний поедали желуди, причем считалось, что собранные ночью содержали больше плодородной силы. Однако символизм желудя не исчерпывался выше сказанным. Обычно желудь «означал мужской половой орган (glans penis) и в этом смысле употреблялся в качестве амулета».

В средневековой Европе верили, что дуб, притягивающий молнию, являлся обиталищем бога молнии и это обстоятельство якобы позволяло дубу оказывать влияние на погоду. В книгах по магии приводился рецепт призывания бури: следовало сжечь голову хамелиона на костре из дубовых дров.

 

Использованные материалы:

  1. Барбара Уркер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Г. Бейли. Забытый язык символов;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  4.  Р.Грейвс Белая Богиня.